Корпорация (точнее Национальный Резервный Банк) пришла в Украину еще в 1994 году как представитель могущественного Газпрома. Однако выдающихся успехов в нашей стране группе достичь не удалось. Помешала медлительность — группа нередко тянула с реализацией перспективных проектов, которые в результате воплощали в жизнь конкуренты.
Под крылом Газпрома
Национальная Резервная Корпорация — одна из наиболее закрытых российских ФПГ. Основной собственник группы — российский бизнесмен и политик Александр Лебедев, в прошлом году вошедший в 30 самых богатых россиян, по версии Forbes. Если верить рейтингу, за год состояние Лебедева выросло вдвое — до $3,5 млрд. Группа, созданная еще 12 лет назад, сумела пережить и кризис 1998 года, и смену власти в России на рубеже десятилетий. Однако НРК до сих пор не обзавелась крупными, по российским меркам, сырьевыми или промышленными активами. Основа бизнеса Лебедева — Национальный Резервный Банк: занимая 43-е место в России по размерам активов, банк тем не менее входит в десятку лидеров по объемам прибыли.
Национальный Резервный Банк появился в России в начале 90-х как дочерняя структура банка “Национальный резерв” Олега Бойко — крупного российского предпринимателя первой волны, получившего известность как основатель фирмы OLBI. В 1995 году НРБ был куплен Газпромом на паях с Российской инвестиционно-финансовой компанией, подконтрольной Александру Лебедеву и его компаньону Андрею Костину (последний в настоящее время занимает пост президента Внешторгбанка). Предпринимателям, желавшим заняться сверхприбыльным в то время банковским бизнесом, требовалась лицензия на проведение банковских операций. А Газпром, в середине 90-х еще не располагавший собственным банком, намеревался использовать НРБ как уполномоченный банк для урегулирования газового долга Украины перед Россией. Лебедев занял должность председателя правления НРБ. В конце 90-х, когда газовый монополист избавлялся от непрофильных активов, Лебедеву удалось договориться с менеджерами Газпрома о выкупе доли государства в НРБ.
К 1994 году объем задолженности Украины перед Газпромом за поставленный в страну газ достиг $1,4 млрд. По межправительственному соглашению задолженность реструктуризировали: для расчетов с поставщиком голубого топлива Украина эмитировала облигации внешнего займа (так называемые вэбовки). Крупнейшим держателем вэбовок был НРБ. Банк, открыв представительство в Украине, занимался операциями с этими ценными бумагами от имени и по поручению Газпрома.
Торговцы бумагой
Украинские государственные долговые бумаги стали стартовым капиталом НРБ. “Мы занимали в ведущих западных банках средства под залог гособлигаций, причем под довольно низкие проценты”, — рассказывает член совета директоров НРК, председатель наблюдательного совета Банка НРБ Вячеслав Юткин. По словам топ-менеджера, собственники группы считают покупку “газовых” облигаций одним из самых удачных вложений НРК за все время деятельности группы.
За деньги, которые банк одолжил под залог вэбовок, группа купила свои основные активы в Украине. Первое приобретение НРК в Украине (1999 год) — алуштинский пансионат “Море”, который за несколько лет превратился в курортный комплекс, претендующий на пять звезд. Чуть позже к числу украинских активов группы добавилось еще несколько отелей в Крыму и Карпатах.
В 2001 году НРК вышла на финансовый рынок Украины, открыв дочерний банк НРБ-Украина. Совместно с иностранными партнерами группа Александра Лебедева учредила страховую компанию “Европейский страховой альянс”, созданную на основе небольшой АСК “Гарант” (Белая Церковь). Позже россияне выкупили у своих партнеров долю в ЕСА.
В России бизнес НРК развивался по иному сценарию. Лебедев, не сумев получить контроль над крупными сырьевыми, металлургическими и автомобилестроительными активами, попытал счастья в авиации — нише, где российский частный бизнес еще не был представлен. “К началу нынешнего десятилетия другие секторы экономики стали непривлекательными для инвестиций. Нефть и металлургия уже были поделены, поэтому Лебедев рискнул, вложив деньги в авиастроение”, — рассказывает главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Яков Паппэ.
В 1999 году НРБ на паях с государством стал учредителем лизинговой компании “Ильюшин Финанс Ко”. Компания с благословения правительства получила в управление государственный контрольный пакет акций Воронежского авиастроительного объединения. А в 2003 году Лебедев обзавелся активом, с которым его группу, как правило, и ассоциируют: НРБ купил у группы “Сибнефть” Романа Абрамовича блокирующий пакет крупнейшего российского перевозчика “Аэрофлот — российские авиалинии”, преемника знаменитой советской авиакомпании.
Нелетная погода
Инвестиции НРК в самолетостроение трудно назвать сверхуспешным проектом. Хотя поначалу у Лебедева в авиабизнесе все складывалось. С 2001 до 2003 года “Ильюшин Финанс Ко” профинансировал строительство пять лайнеров типа Ил-96 и Ту-204, которые были переданы в лизинг российским перевозчикам “Красноярские авиалинии” и Владивостокавиа. Но в 2003 году компания Лебедева имела все шансы повторить судьбу ЮКОСа опального Михаила Ходорковского — более 50% акций ИФК (то есть весь негосударственный пакет) были арестованы. По официальной версии, у российской Генпрокуратуры появились претензии к формированию собственного капитала компании.
После ряда судебных разбирательств арест с акций сняли, однако после допэмисии акций ИФК, инициированной государством, доля группы “НРК” в лизинговой компании снизилась до 26,5%. А полтора года назад НРК во избежание проблем передала свой пакет акций лизинговой компании в управление Фонду Раисы Горбачевой.
Чуть позже у НРК начались проблемы и в Украине. В конце 2004 года входящая в НРК фирма “Коммерческая компания” на паритетных началах с Фондом госимущества Украины учредила ЗАО “Гостиница “Украина”. Инвестпроект предполагал реконструкцию одноименной гостиницы на Майдане Незалежности в Киеве. Недвижимость в самом центре Киева обошлась Лебедеву сравнительно недорого: НРК внесла в уставный фонд предприятия $20 млн, а государство — само здание отеля. Однако после президентских выборов Фонд госимущества обратился в суд с иском признать создание ЗАО недействительным.
Тогда же правительство Юлии Тимошенко приняло решение об отмене льготного режима налогообложения в специальных экономических зонах, в числе которых были курортные города Крыма. В ответ Лебедев, владевший несколькими рекреационными комплексами на территории АРК, пообещал свернуть инвестиционную деятельность в республике. Крымские власти не заставили себя ждать: попытка провести переоценку проданных ранее объектов и участков земли вылилась для НРК в новые судебные тяжбы.
Конфликт группы Лебедева с украинскими властями исчерпался только после отставки правительства Тимошенко. Группа продолжает развивать рекреационное направление, занимаясь переоборудованием старых пансионатов и санаториев в современные гостиницы на курортах Черного моря, в Карпатах и Киевской области. В 2005 году сданы в эксплуатацию аквапарк “Миндальная роща” на территории одноименного курортного комплекса и первая очередь четырехзвездочного пансионата “Слава” (оба вблизи Алушты).
Без отдыха
Рекреация — не единственное бизнес-направление НРК в Украине. Корпорация Александра Лебедева в свое время обещала составить серьезную конкуренцию игрокам рынка авиаперевозок и финансового сектора. Однако в этих сегментах россиянам преуспеть не удалось.
Еще в 2004 году Лебедев попытался пролоббировать идею слияния российского Аэрофлота и отечественного АэроСвит — Украинские авиалинии, взяв за образец европейские Air France и KLM. Такое предложение бизнесмен якобы направил президенту и правительству в начале 2005 года. В АэроСвите между тем утверждают, что официально по этому вопросу Лебедев в компанию не обращался: было лишь предложение от Аэрофлота о совместной эксплуатации линии Киев — Москва.
Кроме того, в 2005 году Лебедев обсуждал возможность создания авиакомпании с собственниками корпорации “ИСД” на базе корпоративной ИСД-Авиа, владеющей лицензией на воздушные перевозки. Предполагалось, что НРБ инвестирует в проект до $0,5 млрд, в том числе в лизинг авиатехники. Но дальше переговоров дело не пошло. Остался нереализованным и третий проект Лебедева — сотрудничество российских и украинских предприятий (при участии Ильюшин Финанс) в строительстве и продвижении самолетов Ан-148.
Не сумела НРК войти и в число лидеров банковского рынка Украины. Два с лишним года назад корпорация вдобавок к своему дочернему банку “НРБ-Украина” (сейчас — Банк НРБ) приобрела долю в Энергобанке. На момент покупки Энергобанк имел 8 филиалов и 31 отделение в разных регионах страны, а НРБ — только 4 отделения, все рядом с инвестпроектами НРК — в Киеве, Алуште, Ялте и Херсоне. “Нашей главной задачей в то время было создание клиентской базы и объединение филиальных сетей двух банков”, — рассказывает Юткин.
Однако в конце 2005 года корпорация получила предложение о продаже Банка НРБ государственному Сбербанку России, желавшему выйти на украинский рынок. “Любой бизнес создается для того, чтобы иметь право когда-то его продать, — говорит Юткин. — Поступило очень интересное предложение от Сбербанка, против него сложно было устоять”.
Медленно, не верно
Основой бизнеса НРК в России остается авиация и финансовый сектор. Несмотря на все неудачи в авиационном бизнесе, Александр Лебедев не оставляет надежд стать первым на рынке авиаперевозок. Недавно группа приобрела 48,97% акций немецкого авиаперевозчика Blue Wings, который должен стать прообразом первого российского лоукостера — компании, занимающейся авиаперевозками по сниженным ценам. Лебедева не смущают предыдущие неудачные попытки создания авиадискаунтера в России Аэрофлотом и американским фондом Indigo Partners.
В Украине НРК планирует выход на рынок ипотечного кредитования: впервые руководство НРБ заявило о таких планах еще три года назад. Опыт работы в этом секторе у НРК есть — в 2003 году Лебедев сотоварищи основали в России Национальную ипотечную компанию (НИКОМ). “Российская НИКОМ — очень сильная компания, она в четверке лидеров рынка, мы хотим воспользоваться ее опытом. Работа над ипотечным проектом в самом разгаре”, — хвастается Юткин.
Правда конкретных сроков запуска нового проекта банкир не называет. Приоритетная задача — завершить продажу Банка НРБ. Очередное промедление может дорого обойтись группе Лебедева: ипотечных проектов в Украине уже более чем достаточно. С другой стороны, пока основной бизнес группы (недвижимость) приносит 100-150% годовых, с развитием других направлений можно и повременить.
Источник: ukrrudprom.com