Излечивая политические раны африканского континента, украинские миротворцы приближают выздоровление собственной страны.
Современное пространство безопасности мира является неделимым. Поэтому делая вклад в стабилизацию стран Африки, украинские миротворцы приближают время, когда мир и безопасность вернутся и в Украину.
Африка на пути к возрождению и росту
Украинское государство является активным игроком международных отношений, и несмотря на гибридную агрессию Российской Федерации , продолжает оставаться добросовестным исполнителем обязательств в сфере поддержания мира и стабильности в горячих точках планеты.
По состоянию на начало 2019 года, по информации Министерства обороны, украинские военные присутствуют в 8 миротворческих контингентах под флагами ООН и НАТО. Общая численность личного состава наших военнослужащих, которые несут службу в рамках миротворческих операций, составляет 339 человек. При этом 81% украинских миротворцев дислоцирован в государствах Африки.
Украина является важным донором безопасности для стран континента и прилагает усилия по решению конфликтов широкого спектра в этом регионе. И это не проходит бесследно. В наши дни Африканский регион стал настоящим континентом надежды. Средние показатели роста ВВП африканских государств в 2018 году составили 3,2%, а по прогнозам на 2019 темпы будут еще выше - до 3,5%.
По оценкам МВФ, в период 2018-2023 годов именно Африка будет ключевым драйвером роста ВВП в мире, а инвестиции в проекты в государствах Африки - наиболее прибыльными. В докладе Конференции ООН по торговле и развитию отмечается, что в период 2006-2011 годы именно африканский регион продемонстрировал самый высокий в мире показатель возврата прямых иностранных инвестиций - 11,4%, тогда как для стран Азии этот показатель составил лишь 9,1%, а на глобальном уровне - 7,1%.
Шесть стран Африки уже относятся к числу 12 с наибольшим ростом экономики в мире. Речь идет об Эфиопии, Кот-д'Ивуаре, Танзании, Руанде, Мозамбике и Демократической Республике Конго. Если посмотреть историю этих стран, то сразу бросится в глаза, что все они, за исключением Танзании, еще совсем недавно были погружены в разрушительные внутригосударственные или межгосударственные конфликты.
Действительно, Руанда в 1994 году пережила один из самых страшных геноцидов в истории человечества, унесший жизни в 1 000 000 человек. Эфиопия была втянута в длительный территориальный конфликт с соседней Эритреей, и их окончательное примирение состоялось лишь в 2018 году. Также Эфиопию сотрясали внутренние конфликты, в частности, конфликты в регионе Огадене и борьба народа оромо за свои гражданские права.
Кот д'Ивуара и Мозамбик, эти государства из разных частей огромной Африки пережили кровавые гражданские войны, вызванные борьбой за власть. Впрочем, самые страшные гражданские войны суждено пережить Демократической Республике Конго. В обоих конголезских смутах (1996-1997 и 1998-2003) погибли до 5 млн человек, что делает их самым кровавым конфликтом ХХ века после двух мировых войн.
По состоянию на начало 2019 года, по информации Министерства обороны, украинские военные присутствуют в 8 миротворческих контингентах
При этом даже подписание в 2002 году комплекса мирных соглашений, таких как Договор Сан-Сити о всеобъемлющем мире в ДР Конго, Договор Претории о нормализации отношений ДР Конго с Руандой и Договор Луанды о нормализации отношений ДР Конго с Угандой, не смогли до конца восстановить полноценный мир в многострадальной стране.
На востоке ДР Конго, по сути, до сих пор продолжается гражданская война между огромным количеством повстанческих группировок, ведущих борьбу за контроль над рудниками минеральными ресурсами, расположенными в этой части страны.
Украинский вклад в утверждение мирной Африки
Особый интерес для украинсцев должен представлять тот факт, что наши миротворцы внесли заметный вклад в решение конфликтов в Мозамбике, Кот-д'Ивуаре, Конго, а также способствовали стабилизации отношений между Эфиопией и Эритреей.
Кроме этих стран, украинские военные в рамках деятельности ООН несли или несут службу в еще четырех странах Африканского континента - Анголе, Сьерра-Леоне, Либерии и Судане. В рамках деятельности операции ООН в Мозамбике - ЮНОМОЗ (1992-1994 гг.) украинцы занимались восстановлением поврежденных транспортных коммуникаций в стране, в частности возвели несколько понтонных мостов.
В период 2000-2008 гг. 7 офицеров Вооруженных сил Украины приняли участие в миротворческой операции с примирения Эфиопии и Эритреи. Они несли службу в рамках миссии по верификации и наблюдению, чтобы не допустить возобновления боевых действий между двумя враждебными странами, которые вели борьбу за ряд спорных участков приграничных территорий.
В значительной степени решающим было участие украинского 56-го отдельного вертолетного отряда (ОВО), дислоцированных в Либерии, в победе действующего президента Кот-д'Ивуара Аласана Уаттары над его противником Лораном Гбагбо.
4 февраля 2011 Верховная Рада Украины в ответ на просьбу генерального секретаря ООН позволила на три месяца послать в Кот-д'Ивуар 60 украинских миротворцев, которые к тому находились в составе миссии ООН в Либерии.
2 марта Украина направила в Кот-д'Ивуар дополнительную группу авиационной поддержки в составе двух вертолетов Ми-24 и 30 военнослужащих из состава 56-го ОВО ВСУ Миссии ООН в Либерии. Их задачей было патрулирование и наблюдение государственной границы, прикрытие важных объектов, авиационная поддержка наземных подразделений Миссии ООН, а также сопровождение войск, грузов и колонн Операции Миссии ООН.
Несмотря на внешнее давление, Гбагбо не собирался отказываться от власти, а его войска оказывали давление на миротворцев ООН и новоизбранного президента Уаттара, который был заблокирован в отеле в городе Абиджан. Боевики Гбагбо даже на короткое время похитили двух украинских миротворцев, а в апреле того же 2011 году даже пошли на штурм штаб-квартиры ооновской миссии.
Наши миротворцы внесли заметный вклад в решение конфликтов в Мозамбике, Кот-д'Ивуаре, Конго, а также способствовали стабилизации отношений между Эфиопией и Эритреей
Чтобы остановить наступление сил бывшего режима, ночью 5 апреля два украинских вертолета Ми-24 совершили обстрел из 30-миллиметровых авиационных пушек склада с оружием в Абиджане, что контролировался силами Гбагбо. 6 апреля сторонники Уаттары штурмовали президентский дворец, сам Гбагбо укрылся в бункере под ним. Уже через неделю силы Гбагбо были разгромлены, и он попал в плен. Так украинские вертолетчики сыграли решающую роль в утверждении демократического выбора ивуарийцев.
На этом деятельность украинских военных в Африке не прекратилась. Напротив, именно украинские миротворцы все увереннее закрепляют за собой репутацию профессионалов, способных безупречно выполнять задачи ООН.
Украинское жало, ООНовский "Скорпион"
На днях стало известно, что на востоке ДР Конго во время проведения специальной операции под кодовым названием "Скорпион" украинские вертолеты 18-й ОВО зарекомендовали себя как мощнейшее оружие силового компонента Миссии ООН по стабилизации в ДРК (МООНСДРК).
На официальном сайте Министерства обороны Украины говорится: "В течение 3-х месяцев несения службы 9-й ротации подразделения экипажи боевых Ми-24 отработали 139 задач по огневому поражению сил местных незаконных вооруженных формирований. Из них 124 пришлись на ноябрь 2018 года. Это связано с тем, что именно в этом месяце МООНСДРК и подразделениями Вооруженных сил ДР Конго была проведена масштабная военная операция под условным названием "Скорпион" по уничтожению очагов боевиков незаконного вооруженного формирования Альянс демократических сил (АДС) ".
Мировой общественности и украинцам в том числе достаточно мало известно о военно-политической ситуации в восточных районах ДРК. Ситуация в четырех провинциях республики, таких, как Северное и Южное Киву, Маниема и Танганьика, остается далеко не спокойной.
О сложности ситуации свидетельствует рост количества беженцев из Конго. В 2018 году на территорию соседней Уганды прибыли более 90 000 новых беженцев из ДРК. Всего в регионе Великих Африканских озер состоянию на 2019 количество беженцев-конголезцев составляет 780 000 человек.
Ухудшает гуманитарную ситуацию дефицит продовольствия - по данным ООН, 10 900 000 человек находятся на грани голода. Другая проблема - вспышки эпидемий лихорадки Эбола (по состоянию на январь 2019 в стране жертвами болезни стали уже 443 человека) и холеры.
Именно украинские миротворцы все увереннее закрепляют за собой репутацию профессионалов, способных безупречно выполнять задачи ООН
Гуманитарный кризис осложнена тем, что в этом регионе действуют более 30 повстанческих группировок различной направленности, воюющих с центральным правительством, контингентом МООНСДРК и между собой. Структурно эти подразделения боевиков строятся по этническому и территориальному признаку и ведут борьбу за контроль над добычей минеральных ресурсов.
Кроме собственно местного населения в рядах повстанческих отрядов воюют выходцы из Уганды, Руанды, Бурунди, ЦАР, Южного Судана, Сомали и других африканских стран. Итак, для миротворцев ООН есть много сложной работы по разоружению этого конгломерата воинственных повстанцев, действующих часто в своих корыстных интересах, только прикрываясь антиправительственной риторикой.
Конголезские террористы под демократичным прикрытием
Боевики "Альянса демократических сил", чтобы завербовать новых рекрутов в свои ряды, используют псевдодемократическую и революционную риторику. Они обвиняют правительство и ООН в том, что те способствуют эксплуатации ресурсов восточного Конго иностранными корпорациями.
Этот богатый ресурсами регион ДРК чем-то напоминает украинский Донбасс. Но есть значительная разница: если террористические организации "ДНР" и "ЛНР" на неподконтрольных украинскому правительству территориях подпитывают россияне, то у конголезских боевиков более широкий спектр спонсоров. Изучение генезиса "АДС" проливает свет на сущность и причины беспокойства на востоке ДР Конго.
Собственно, "АДС" представляет собой хаотичный альянс выходцев из исламистской секты "Салаф Таблиг" и членов бывшей Национальной армии освобождения Уганды, которые враждебно настроены к действующему правительству президента Уганды Йовери Мусевени. "АДС" появилась в 1995 году на территории юго-западной Уганды, однако в 2000 году была вытеснена с территории страны угандийскими военными в восточные районы соседней ДРК.
Сейчас "АДС" хотя и не является многочисленным образованием - до 1000 боевиков - однако классифицируется как опасная террористическая организация. До ареста в апреле 2015 идеологом и военным лидером "АДС" считался гражданин Уганды шейх Джамиль Макулы. Он является радикальным исламистом, который в 1989 году создал исламистскую секту "Салаф Таблиг". Она провозгласила своей целью устранение Мусевени с поста президента Уганды и создания правительства исламистов на территории Уганды - хотя только до 15% населения исповедуют ислам.
"АДС" имеет несколько источников финансирования и получения вооружений. В частности, это правительство Судана, повстанческие группы хуту, которые продолжают действовать в пограничных районах ДРК и Уганды, а также террористические организации "Господня армия сопротивления" Джозефа Кони и сомалийский террористическое движение "Аш-Шабаб". Впрочем, есть информация, что АДС сейчас в своих рядах имеет не только угандийцев и иностранных джихадистов, но и определенное количество солдат-дезертиров из конголезской армии, а также местных сторонников "Конголезского объединения за демократию-Движения за освобождение Кисангани", что мало связано с Руандой.
Сейчас "АДС" хотя и не является многочисленным образованием - до 1000 боевиков - однако классифицируется как опасное террористическая организация
Также местные бизнесмены и политики не гнушаются использовать боевиков "АДС" для решения своих политических и экономических задач. Итак, "АДС" сейчас - это не просто иностранные боевики-исламисты, пришедшие из Уганды, а организация, которая пустила глубокие местные корни и имеет тесные связи с частью местных элит.
Сейчас территориально боевики "АДС" действуют преимущественно в горной местности провинции Северное Киву и активно вербуют сторонников из соседних государств. МООНСДРК проводит совместно с Вооруженными силами ДРК операции с целью нейтрализации "АДС". Это уже привело раскол в среде командиров повстанцев и стало причиной распада организации на небольшие группы, которые почти не координируют между собой усилия по подрывной и террористической деятельности.
В течение 2018 боевики различных фракции "АДС" в результате совершенных нападений убили более 120 гражданских лиц. Наиболее серьезным инцидентом стало убийство 14 фермеров совершенное 2 августа 2018 на окраинах города Бени (Северное Киву). Активизация боевиков началась в июле 2018: они нападали на ВС ДРК, миротворцев МООСДРК и гражданское население вдоль линии Ерингети-Ойча / Мбау-Каманго, что в Северном Киву.
24 августа 2018 боевики "АДС" совершили нападение на пост ВС ДРК в Нгади: были убиты 17 солдат конголезской армии и похищено внушительный арсенал оружия и боеприпасов. Фиксировались нападения "АДС" на подразделения МООНСДРК, которые привели к перестрелке и ранениям нескольких миротворцев. В ноябре 2018 году во время столкновений с "АДС" погибли 7 миротворцев МООНСДРК из Малави и Танзании.
Таким образом, "АДС" стала очень дерзкой боевой группировкой и начала нести большую угрозу стабильности ДРК, особенно перед президентскими выборами, состоявшимися в стране 30 декабря 2018. Поэтому участие украинцев в обуздании террористов на востоке ДРК действительно является большим вкладом в сохранении спокойствия не только на конголезской земле, а также во всем регионе Великих Озер.
Важно помнить, что современная международная безопасность неделима. Как писал персидский поэт Саади: «Все люди - тела одного части, потому что созданы из одной глины. Когда от боли корчится одна, тогда все тело покоя не знает". Участвуя в лечении политических ран Конго и других бурных стран Африки, украинцы приближают момент выздоровления своей собственной страны, временно терпящей бедствие, принесенного северным соседом.