6 февраля президент МАУ Юрий Мирошников дал пресс-конференцию, посвященную итогам года и планам на 2019 год.
Мирошников отметил, что в 2018 году МАУ увеличила пассажиропоток на 15 процентов, и он превысил 8 миллионов пассажиров в год.
Авиакомпания увеличила и обновила авиапарк, получила 3 новых Boeing 737-800 с завода, 3 обновленных и новых для Украины Boeing 777-200, что позволило представить новый продукт на дальнемагистральных направлениях. Возраст самолетов авиакомпании улучшается, средний возраст флота меньше 10 лет, среднемагистрального флота меньше 9 лет.
За год компания открыла 2 дальнемагистральных направления, Дели и Торонто, возобновили выполнение полетов в Копенгаген, Каир, новый для авиакомпании. Кроме того, МАУ открыла внутренний рейс Киев-Винница.
Год был тяжелым. Произошел рост цен на топливо, цены снизились только в конце года. Кроме того, в начале 2019 года произошла проблема с оформлением топлива по новым правилам, с использованием векселей. Компания закупает украинское и иностранное топливо 50/50.
Не упрощается военно-политическая обстановка. Для авиакомпании это создает операционные ограничения.
Boeing 777 пришли с существенными задержками, что привело к задержке начала продаж билетов, потерям и неудобствам для пассажиров. Задержка поставки четвертого Boeing 777 была слишком большой, требованиям он не соответствует, переговоры продолжаются.
Происходит снижение цен на перелеты, на 16-20 процентов ежегодно. Условная «стоимость часа полета» с 55 долларов в 2013 году снизилась до 33 в 2018 году, минимальные цены от 9 евро.
Проблему украинским перевозчикам создает акциз на авиатопливо, 30 долларов на тонну, и завышенная стоимость керосина. Кроме того, увеличивает затраты авиакомпаний высокая стоимость аэронавигации в районе аэродрома в Украине, тарифы установлены еще в 2010 году министерством инфраструктуры, и не пересматривались. Из-за этого страдают украинские авиакомпании и аэропорты.
Деятельность в 2018 году, при всех показателях роста, не дала финансового результата, и в этом главный вызов на 2019 год. Прошлый год был убыточным.
О планах
Поэтому основная задача авиакомпании на 2019 год - год стабилизации. Компания не будет наращивать флот, хотя будет продолжать его обновлять. Осенью последние три классические 737 покинули флот, все новые самолеты - 800 и 900, весной должна быть поставка трех новых 737Max из Сиэттла, но они будут заменять старые борта. Готовится приемка двух Embrier-195, они заменят классические B-737, поскольку много украинских аэропортов не могут принимать 800 и 900.
Численность флота и маршрутная сеть будут стабилизированы.
Будет открыт только один новый маршрут, Измир, рост будет достигаться за счет большей интенсивности и загрузки бортов. Но все же рост ограничится цифрой 8-10 процентов, на 9 миллионов авиакомпания не рассчитывает.
При появлении технических возможностей возможно рассматривать открытие рейса, например, в Ужгород. В то же время рейс на Винницу, например, экономически не оправдывается, доля транзитных пассажиров ниже ожиданий. И, вообще, перспективу аэропортов в ближней от Киева округе Мирошников считает невысокой.
Рейс в Эфиопию будет не раньше 2020 года. Рейс из Львова в Америку на данном этапе не соответствует бизнес-модели МАУ, он не будет рентабельным.
Уже пять лет МАУ начала применять элементы лоу-кост модели на среднемагистральных рейсах. Цена «распакована», что позволило снизить стоимость билетов за счет отказа от бесплатного питания, багажа и прочего. Это политику МАУ будет продолжать. Однако МАУ не называет себя «лоу-кост», а называет «лоу-прайс».
МАУ позитивно воспринимает приход лоу-кост авиакомпаний, но хотела бы равность условий разных моделей бизнеса и справедливое отношение ко всем авиакомпаниям, вне зависимости от страны, с учетом заслуг авиакомпании. Тот, кто делает больше для Украины, должен получать более льготные условия. Страна должна поддерживать «своих», потому что «свои» - рабочие места, валютная выручка, налоги.
Юрий Мирошников считает, что следующий год будет годом решения инфраструктурных проблем, и это надо делать совместными усилиями всех служб и ведомств.