Вячеслав Богуслаев: «Композитное производство - одно из перспективных направлений развития авиационной промышленности»
В декабре прошлого года состоялось знаковое событие не только для запорожского моторостроительного предприятия, но и для всей авиационной отрасли Украины. 12 декабря на Мотор Сич был открыт участок по производству деталей из композитных материалов. На мероприятии присутствовали президент АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, руководители Запорожской таможни и Торгово-промышленной палаты, представители администрации предприятия. Гостям было продемонстрировано уникальное высокотехнологичное оборудование, аналогов которому нет не только на территории нашей страны, но и всего СНГ.
Вячеслав Богуслаев отметил:- В настоящее время во многих странах мира, в том числе европейских, композитное производство - одно из перспективных направлений развития авиационной промышленности, оно позволит уже в ближайшее десятилетие заменить изделия из алюминия и титана на композитные. И нашему предприятию нужно соответствовать требованиям времени. Нам помогли в приобретении необходимого оснащения наши европейские и американские партнеры, а также украинские государственные службы, в том числе - Запорожская таможня, сотрудникам которой я очень благодарен за помощь в оформлении документов на прохождение этого уникального оборудования. Сегодня мы можем отчитаться и перед президентом Украины, и перед правительством страны о проделанной работе. Все это - еще одно свидетельство того, что Украина сегодня не только самолетостроительная, но и вертолетостроительная держава.
Говоря о преимуществах композитных лопастей, президент АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев подчеркнул, что они дают винтокрылой машине огромный ресурс, который не ограничивается календарными сроками, а сам летательный аппарат может эксплуатироваться по оценке его техсостояния. Лопасти из композитов легко ремонтируются и долго служат. Они позволяют взять на борт вертолета больший груз, обеспечивают более высокую скорость, имеют замечательные эксплуатационные характеристики в горных условиях.
- Нам пришлось персонал, который будет у нас на предприятии заниматься изготовлением композитных лопастей, обучить за рубежом. Кроме того, мы закупили оборудование, позволяющее развивать это производство. Все вопросы, связанные с проверкой нагрузки, прочности, надежности, будем контролировать на самых современных промышленных томографах. Такое техническое переоснащение Мотор Сич свидетельствует о его развитии даже в нынешних непростых условиях, - отметил Вячеслав Александрович. Он также поблагодарил сотрудников Запорожской торгово-промышленной палаты за поддержку, оказанную моторостроителям, высказал слова признательности всем, кто причастен к производству вертолетной техники и непосредственно лопастей.
Заместитель технического директора АО «Мотор Сич», начальник опытно-экспериментального комплекса ОКБ Виктор Коцюба ознакомил с технологией производства деталей из композитов. Он подчеркнул: «Современный материал на основе угле- или стекловолокна, связующих высоко- и низкотемпературных смол отличается прочностью, легкостью, устойчивостью к коррозии и высоким нагрузкам, долговечностью. К сожалению, в нашей стране производство композитов развито слабо. Есть предприятия, где сохранились и сейчас продолжают использоваться технологии, созданные еще в эпоху СССР. Однако за десятилетия научно-технический прогресс совершил настоящий прорыв в этом направлении, благодаря чему свойства многокомпонентных материалов существенно улучшились». Он также пояснил, что на пятикоординатных фрезерных обрабатывающих центрах будет происходить обработка лопастей вертолетов, деталей из легких сплавов на основе алюминия. Оборудование оснащено самым передовым программным обеспечением.
На участке находится плоттер для раскройки материалов, имеется холодильное оборудование, инфракрасные печи, контрольно-измерительная машина, сканирующая объект в трехмерной проекции. С неподдельным интересом гости наблюдали за работой суперсовременного оборудования, которое с легкостью выполняло обработку деталей из композитов. Немаловажно, что образующаяся стружка не утилизируется, а может в дальнейшем использоваться в производстве деталей. Безотходное производство - это не только экономически выгодно, но и экологично.