Рожденный летать
В три года Виктор Юзва, понятно, пьесы Островского еще не читал, но вопрос задавал маме классический: отчего люди не летают, как птицы? Обидно… Но однажды увидел кружащий над селом (а был это глухой угол Винницкой области) самолет. Узнав, что внутри сидят летчики и управляют машиной, Витя решил: и я там буду сидеть! Мечта не прошла ни через год, ни через десять. В школе он налегал на предметы, необходимые летчику, но в училище сразу не попал — забраковала медкомиссия, обнаружив возрастные шумы в сердце. Пришлось поступать в техническое (но снова авиационное) училище. Виктор Юзва учился разбираться в том, отчего летают самолеты, в непростом устройстве их внутренностей — и все поднимал голову к небу. На очередном медосмотре врач обрадовала: сердце здорово, шумы не прослушиваются. «А я уже отучился полтора года, бросать как-то нехорошо, — вспоминает Виктор Юзва. — В ста километрах от нашего училища, в Тамбове, была парашютная секция. Ребят там учили еще летать на спортивных самолетах. Пошел я к начальнику своего училища: разрешите посещать аэроклуб! А дисциплина у нас была, как в военном училище: казарменное положение, ходили строем… Ну все-таки разрешили мне — чтоб только не в ущерб учебе».
И для Виктора началась такая жизнь: в два часа заканчивались занятия в училище, и он бежал на автобус, который отправлялся в Тамбов. Два с лишним часа дороги, учеба в аэроклубе — и вечерним поездом назад. На эти поездки уходила львиная доля курсантской стипендии, составлявшей всего-навсего девять рублей.
Позже Юзва подбил на учебу в аэроклубе товарища, такого же фаната, мечтавшего о небе, и они стали ездить вдвоем. Поскольку мимо обеда оба курсанта «пролетали», в рабочей столовой на вокзале брали порцию пюре за четыре копейки и чай за две. Примелькались парни там достаточно быстро, и буфетчица стала спрашивать: что ж вы, сынки, один гарнир берете? А котлетку, сосиску? Те признались: денег-то негусто. Добрая женщина стала их подкармливать: бросит в тарелку котлету, прикроет слоем пюре — идите к кассе. А кассирша, оказывается, тоже была в курсе и пропускала.
Добрые люди
Работать распределили Виктора Юзву (вместе с тем самым приятелем) в Симферополь. Точнее, парни сами выбрали этот город, поскольку здесь был аэроклуб. Тут и осуществилась мечта — наконец-то они сами поднялись в небо.
Но Виктору Юзве этого оказалось мало: как пилот-любитель за три года он достиг здесь своего потолка, хотелось стать летчиком-профессионалом. А в 70-х существовал приказ: закончивших авиационно-техническое училище в летные не принимать. Уж Бог его знает, по каким соображениям государственной безопасности. Виктор помыкался по училищам, получая везде отказ, и поехал в Москву, пытаясь попасть на прием в Министерство гражданской авиации. Пытался прорваться даже к знаменитому Александру Покрышкину, но дальше приемной, где его «послали подальше», не прошел.
В Шереметьевском аэропорту вдруг застыл у доски почета: оказывается, инструктором тренажера здесь работал дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка. Это имя тогда не знал редкий крымчанин, поскольку Глинка прославился во время боев за полуостров.
Вот везло же Юзве на добрых людей! Глинка болел, но кто-то, сжалившись над парнем, дал ему телефон летчика. Тот, выслушав сбивчивые объяснения, велел дуть к нему и тут же перезвонил своему другу… Ивану Кожедубу, трижды Герою, маршалу авиации: «Я тебе сейчас пришлю паренька, помоги ему — он наш!»
У заместителя министра, к которому от Кожедуба побежал Виктор, глаза чуть не вылезли на лоб: дескать, да кто ж ты есть, что за тебя такие люди хлопочут? Вопрос решился за минуту.
«Родные» крылья
Ну чего еще не хватало человеку, который все-таки стал летчиком? Друг по аэроклубу, Борис Шакурский, вдруг увлекся идеей построить собственный планер. Виктор Юзва стал помогать. Но дело как-то не очень спорилось. Однажды приятели заметили постороннего человека, копавшегося на аэродромной свалке, куда стаскивали списанные самолеты. Возмутились, поскольку «помойку» считали своей. «Подошли к нему, спрашиваем: мужик, ты чего тут ходишь? — улыбается Виктор Юзва. — А он: ребята, я ничего не краду, мне надо кусочек дюрали, я самолет построил».
Выглядел «строитель самолета» очень колоритно: в потертой одежде, из кармана торчит бутылка пива, один ботинок явно просит каши — тем не менее ему хотелось верить. А во дворе его дома действительно стоял самодельный самолет. Как оказалось, шестой по счету. Причем ни один не взлетел — у «конструктора» не хватало знаний. Когда Валерий Захаров (так звали этого человека) узнал, что Виктор Юзва — профессиональный пилот, то стал ходить за ним, уговаривая… строить самолет вместе. Тот отнекивался, пока однажды в два часа ночи его не разбудил новый приятель: выйди! И привел к грузовику, из которого торчали крылья от планера, хвостовое оперение, стабилизатор, двигатель — все это добро он выклянчил у ребят, занимавшихся воздухоплаванием в окрестностях Коктебеля. После этого дороги назад уже не было. Порывшись на той же свалке, Виктор нашел токарный станок, исправил его, отыскал сварочный аппарат, трубы.
Свою мечту они строили почти на глаз, вымеривая все на ходу. «Азарт был страшный, — говорит Виктор Евгеньевич. — И даже наши семьи понимали, что из ангара нас не вытащить. Жена моя, впрочем, особо не возражала — ведь и сама летчиком была, летала в аэроклубе!»
Первый свой самолетик троица энтузиастов построила за полгода, работая по выходным. Назвали его «Гамаюн 07» — в честь сказочной птицы, предсказывающей будущее, и добавили счастливое число.
Испытания с… космонавтами
Полет на собственном самолете по силе ощущений затмил даже первое свидание с небом. Самоделку увезли под Феодосию, на аэродром Карагоз, где никто не мешал «строителям» осваивать машину. Однажды, кружа в небе, Виктор Юзва заметил, что подъехал «крутой автобус», из которого вышли человек десять в военных комбинезонах. Подумал: «попались, сейчас повяжут» — все-таки летала самоделка незаконно. «Кто такие, голубчики?» — поинтересовались люди и тут же представились сами. Оказалось, что это… космонавты, которые совершали неподалеку тренировочные полеты. Все они летчики и, когда увидели кувыркающийся в небе самолетик невиданной конструкции, заинтересовались — и поехали к полю. Дело закончилось тем, что всех их прокатили, а космонавт Игорь Волк, главный летчик-испытатель СССР, и сам попытался управлять самоделкой. Чтобы все попробовали силы, подвезли бочку бензина, а там появилась и скатерть-самобранка с закусками…
«Гамаюн 07» прогремел на всю страну, его создателей показывали в новостях, снимали о них документальные фильмы. После этого Виктор Юзва стал мастерить уже свой самолет, одноместный аппарат получил имя «Лелека». Потом был «Селезень», затем «Орлан», созданный для сельхозинститута, чтобы опылять опытные участки.
Свой самолет — это здорово, но немногочисленные украинские энтузиасты легкой авиации занимаются этим только потому, что иначе жить просто не могут. Летать им закон разрешает, заниматься коммерческой деятельностью (например, опылять поля) — нет. Для последнего самолет требуется сертифицировать, а получение такой бумажки что для ИЛ-86, что для сверхлегкой самоделки стоит около $50 тыс.
Сейчас Виктор Юзва летает на «Селезне-2». Подумывает даже, чтобы зафиксировать его как рекорд для Книги Гиннеса — нигде в мире еще нет самолета, который взлетает после пробега всего в 15 метров! А в мастерской ждет крыло для нового, седьмого самолета.
Источник: 1k.com.ua