Правительство Франции заявило о готовности принять участие вместе с другими акционерами в увеличении уставного капитала EADS. В этом случае, по мнению премьер-министра Доминика де Вильпена, необходимо поставить вопрос об эффективности модели двойного немецко-французского руководства. «Возможно, имеет смысл всерьез обсудить возможность назначения одного руководителя», — сказал министр экономики Франции Тьерри Бретон. По информации газеты Handelsblatt, концерн EADS, которому срочно нужны миллиарды, планирует принять решение на общем собрании 4 мая об увеличении уставного капитала.
Более резко высказался один из кандидатов в президенты Франции, министр внутренних дел Николя Саркози. «Мы должны покончить с французско-немецким равенством и просто назначить лучших людей для принятия лучших решений», — подчеркнул он в понедельник вечером после встречи с представителями профсоюзов Airbus. По его мнению, главный акционер должен в одиночку осуществлять промышленное руководство концерном и принимать наиболее важные решения. В настоящее время концерн возглавляют Томас Эндерс с немецкой стороны и его французский коллега Луи Галлуа. Оба недавно заявили, что предпочли бы выполнять свои обязанности в одиночку.
Сейчас промышленное руководство EADS находится в руках крупнейших акционеров — немецкого DaimlerChrysler и французской медиагруппы Lagardere. Франция владеет 15% акций концерна, еще 7,5% принадлежит Lagardere. Немецкий автопроизводитель DaimlerChrysler является собственником 15% EADS, еще 7,5% акций он недавно передал консорциуму из банков с участием федеральных земель. EADS нужны средства, чтобы финансировать такие проекты, как, например, производство нового лайнера А350. На финансовом положении концерна далеко не лучшим образом отразился кризис его «дочки» Airbus.
Не только правительство Франции, но и французская оппозиция настаивают на активной роли своего государства в управлении EADS и Airbus. Кандидат в президенты от Социалистической партии Сеголен Руаяль пытается объяснить канцлеру Германии Ангеле Меркель необходимость моратория на программу Power 8. До сих пор г-жа Меркель поддерживала план реструктуризации компании.
Немецкое правительство подчеркивает, что после возможного прихода новых инвесторов нельзя изменять структуру руководства, в которой доминируют немцы и французы. «Мы не должны пускать новых акционеров в соглашение между ведущими собственниками акций EADS», — сказала г-жа Меркель в беседе с корреспондентом газеты Sueddeutsche Zeitung.
На прошлой неделе министр иностранных дел Катара встретился с Домиником де Вильпеном, чтобы обсудить возможность инвестиций в EADS. Российский банк ВТБ в прошлом году уже приобрел на бирже около 5% акций авиастроительного концерна.
Тем временем протесты коллектива Airbus против программы реструктуризации Power 8 не ослабевают. В понедельник на трех немецких предприятиях — в Фареле, Норденхаме и Лаупхайме — производство неоднократно останавливалось и лишь с трудом возобновлялось.
Профсоюзы планируют проведение акций одновременно в нескольких европейских странах. Пока что обсуждается возможность назначить днем всеобщего протеста 16 марта, предложенное Германией и согласованное с профсоюзами во Франции, Испании и Великобритании.
Французский профсоюз Force Ouvriere (FO) намерен препятствовать переводу производства «семейства» самолетов авиалиний средней дальности А320 из Тулузы в Гамбург. Для осуществления своего плана профсоюз готов пойти даже на крайние меры и блокировать производство. Как сообщил глава FO-Airbus Жюльен Талаван парижской финансовой газете La Tribune, новое немецко-французское распределение количества рабочих мест совершенно неприемлемо.
В понедельник европейский производственный совет встретился в Тулузе с руководством Airbus. Представители рабочих надеялись получить более подробную информацию о мерах, предусматриваемых программой реструктуризации. До сих пор не ясно, каким образом запланированное сокращение 10 тыс. рабочих мест будет распределено по конкретным предприятиям.
Источние: РБК daily