Простая конструкция и интересные эксперименты - история самолета Ан-14 "Пчелка"
14 марта 1958 с аэродрома Святошино впервые поднялся в воздух самолет Ан-14.
«Пчелка» могла взлетать с неподготовленных грунтовых площадок.
Идея изготовить такой самолет появилась у Антонова еще в начале 1950-х. Конструировать самолет начали после приказа Совета министров 1956 года. Инженеры несколько раз меняли конструкцию будущего Ан-14.
Первый прототип «Пчелки» оснастили трёхлопастным металлическим винтом и прямым стабилизатором, использовали ее в заводских испытаниях. Вторая модификация имела уже двухлопастный деревянный винт и стабилизатор с углом развала 9 °. В третьем самолете приладили в хвостовой части большой люк для грузов.
Публике «Пчелку» показали в июле 1958 на выставке достижений народного хозяйства Украины в Киеве, а в августе исследовательский Ан-14 принял участие в воздушном параде над Тушино. С 1961 года начались государственные испытания самолета.
"Летом 1961, - писал в одной из статей Антонов - в виде эксперимента мы наметили на карте 68 небольших населенных пунктов, не спрашивая, есть ли посадочные площадки. А летчику дали задание приземлиться в каждом из них не более чем в 200-300 м от окраины. За три рейса пилот побывал во всех предусмотренных точках, выбирая площадку с воздуха, и полностью выполнил задание ".
В том же году экспериментальный перелет через 22 города СССР выполнил летчик-испытатель В.А.Калинин с журналистами на борту. Пилот сделал 53 успешных посадки, причем четверть из них на неподготовленные площадки. Тогда Ан-14 пролетел 10627 км.
Серийная «Пчелка» получила силовую установку с трёхлопастными воздушными винтами и звездообразными 9-цилиндровыми двигателями. Фюзеляж легкий транспортный самолет получил типа полумонокок. Крыло и оперение оборудовали тепловой воздушной системой антиобледенения. Ан-14 мог летать на расстояние до 470 км и развивать скорость до 175 км / ч.
Ан-14 не стал успешным, затраты на его разработку и строительство не оправдались. Серийное производство продолжалось с 1965 по 1972 год и за это время построили всего 340 самолетов. Позже на базе «Пчелки» разработали Ан-28.
В 1999 году энтузиасты из Арсеньевского завода "Прогресс" восстановили одну "Пчелка". Последний раз она взлетела 9 декабря 1999 и разбилась при неудачной посадке.
Напомним, Государственный музей авиации имени А.К. Антонова является крупнейшим в стране музеем технического профиля. На его территории расположено более 80 единиц авиационной техники. Есть закрытый павильон с экспозицией двигателей.