28.03.19 

ImageСейчас Киевским областным Теротделение АМКУ начато исследование и сбор доказательств, в том числе готовится опрос потребителей и конкурентов на предмет возможных признаков нарушения конкурентного законодательства Украины в действиях авиакомпании "Международные авиалинии Украины" и других авиаперевозчиков.

Об этом написал в блоге Алексей Хмельницкий, глава Киевского областного территориального отделения АМКУ

Все, кто часто путешествуют самолетом, обратили внимание на изменение норм провоза ручной клади крупнейшей украинской авиакомпанией - "Международные авиалинии Украины" (МАУ).

Новые правила вступили в силу с 15 января 2019 года. К сожалению, они не стали понятными пассажирам.

Не поняли их и мы, поэтому Киевское областное территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины начало свое расследование по новым правилам.

Подробнее об изменениях, введенных МАУ. Отныне пассажиры, которые приобрели билеты, в стоимость которых не входит перевозка зарегистрированного багажа, смогут взять с собой на борт самолета лишь 1 место ручной клади весом до 7 кг и размерами не более чем 55х40х20 см, а также верхнюю одежду и зонтик.

Кроме того, каждый пассажир МАУ, независимо от класса обслуживания и тарифа, по которому он приобрел свой билет, получит возможность взять с собой еще одну дополнительную единицу ручной клади весом до 5 кг и размерами не более чем 40x30x10 см, предварительно оплатив ее провоз сбор в размере 15 евро.

Любые дополнительные личные вещи, например, такие как пакеты Duty Free, ноутбук, пресса для чтения, фотоаппарат, бинокль, портплед и другие, должны быть упакованы в место ручной клади.

Все личные вещи пассажира, которые не будут упакованы в ручную кладь, будут считаться отдельным местом ручной клади или багажа, и будут приняты к перевозке только после уплаты установленного за их перевозку тарифа.

Эти правила не являются чем-то новым. Лоукостеры - авиакомпании Wizz Air (Венгрия) и Ryanair (Ирландия) - тоже изменили правила перевозки ручной клади, сделали платными все сумки на колесах с 1 ноября прошлого года.

В обоснование таких изменений, компании ссылаются на необходимость обеспечения дешевизны билетов.

Но МАУ никогда не позиционировал себя как перевозчик-лоукостер. Международные авиалинии Украины - крупнейшая компания по перевозке пассажиров в Украине.

Более того, введение МАУ новым условиям перевозки ручной клади никак не повлияло на цену билетов и качество услуг.

Кроме того, теперь пассажир не в состоянии дополнительно провести не только пакеты Duty Free, а и любые другие предметы, необходимые для путешествия, в том числе личную маленькую сумку, которую можно спрятать под сиденьем своего места, за которое пассажир уже оплатил.

При поиске билетов на сайте авиакомпании первой мы видим цену на самый низкий по стоимости тариф, и только при выборе соответствующего рейса открывается весь перечень тарифов.

То есть, потребитель услуги покупает билет не по той цене, которую он первым увидел при поиске, а по значительно более высокой, которая позволила бы ему взять с собой достаточно багажа для путешествия, хотя бы на 4-5 дней.

Может ли эта ситуация расцениваться как введение потребителя в заблуждение?

В соответствии со статьей 151 закона "О защите от недобросовестной конкуренции", распространением информации, вводящей в заблуждение, является сообщение субъектом хозяйствования, непосредственно или через другое лицо, одному, нескольким лицам или неопределенному кругу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, ложных сведений, в частности, вследствие выбранного способа их изложения, замалчивания отдельных фактов или нечеткости формулировок, которые повлияли или могут повлиять на намерения этих лиц относительно приобретения (заказа) или реализации (продажи, поставки, выполнение, н ние) товаров, работ, услуг этого предприятия.

Предполагаем, что у потребителей может сложиться ложное впечатление о реальной стоимости билета.

Исследование касается не только признаков нарушения конкурентного законодательства украинской компанией МАУ, но и других авиаперевозчиков, в т.ч. иностранных лоукостеров Ryanair и Wizz Air.

Для Ryanair и Wizz Air это не станет чем-то необычным, они уже были оштрафованы итальянским конкурентным ведомством при изменении политики провоз ручного багажа.

Так, итальянское антимонопольное ведомство (итал. Autorità Garante della Concorrenza e del Mercato, AGCM) завершило два расследования в отношении авиакомпаний Ryanair и Wizz Air, которые с 1 ноября 2018 изменили правила, касающиеся перевозки большой ручной клади (тележки) и признали несправедливой и такой, которая вводит в заблуждение, коммерческой практикой тот факт, что тележка больше не включена в базовую стоимость билета.

Было установлено, что две авиакомпании позволяют пассажирам перевозить только одну небольшую сумку, которая должна быть размещена под сиденьем, чтобы оставить багажные ящики доступными для пассажиров, которые доплатили за приоритетной посадку.

Расследование AGCM показало, что почти все пассажиры используют для перевозки предмет ручной клади или тележку.

Поскольку эта большая ручная кладь является неотъемлемым элементом обслуживания воздушного транспорта, ее перевозки должны быть разрешены без каких-либо дополнительных затрат. Фактически, исходя из европейского законодательства о воздушном транспорте, предсказуемые и неизбежные дополнения должны быть включены в стоимость базовой услуги, представленной при первом контакте, и, следовательно, не могут подлежать выплате дополнительных сумм в дальнейшем.

Поэтому спрашивая доплату от 5 до 25 евро за большую ручную кладь (в зависимости от периода покупки: при бронировании, при регистрации или у ворот), обе компании увеличили стоимость билета непрозрачным способом, отделяющим от базовой цены существенную, предполагаемую и неизбежную услугу почти для всех пассажиров.

Отсюда и введение в заблуждение потребителей, потому что цена, которую нужно заплатить в конце процесса бронирования билетов, почти всегда будет выше, чем цена, указанная в начале бронирования. Понятно, что это также значительно затрудняет сравнение стоимости путешествия с предложениями других перевозчиков, в стоимость которых входит ручная кладь.

За указанные нарушения на Ryanair и Wizz Air был наложен штраф в размере 3 млн евро и 1 млн евро соответственно.

Это решение я считаю победой не только в деле защиты прав потребителей, но и в борьбе за добросовестную конкуренцию.

Последствия этого решения выходят далеко за пределы Италии и влияют на всю Европу, в т.ч. и на Украину.

Сейчас Киевским областным Теротделением АМКУ начато исследование и сбор доказательств, в том числе готовим опрос потребителей и конкурентов на предмет возможных признаков нарушения конкурентного законодательства Украины в действиях авиакомпании "Международные авиалинии Украины" и других авиаперевозчиков.

Напомню, что совершение действий, определенных законом как недобросовестная конкуренция, влечет за собой наложение штрафа в размере до 5% дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) предприятия за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф .

О результатах исследования буду сообщать.

Просьба к гражданам: если вы пострадали от описанных изменений в политике перевозки ручной клади, или имеете собственное видение решения данной проблемы, напишите нам по адресу: Киевское областное территориальное отделение АМКУ, г. Киев, ул. В. Липкивского, 45, 9-й этаж или позвоните по телефону (044) 248-08-92, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Алексей Хмельницкий, глава Киевского областного территориального отделения АМКУ