Это и стало поводом для моего визита на аэродром военно-транспортной авиации Мигалово.
Нас собралось пятеро -- Валерий с Анастасией, начальник парашютно-десантной службы полка подполковник Игорь Алчин, помощник командира дивизии по связям с общественностью майор Татьяна Федорченко и автор этих строк. Я прошу авиаторов рассказать о службе и о себе.
-- Наша 12-я Мгинская краснознаменная дивизия, которой командует генерал-майор Сергей Александрович Захаров, славна не только мастерством летных экипажей, признанным и на международном уровне. У нас служат и замечательные мастера парашютного спорта, -- говорит Татьяна Федорченко.
-- Я спасатель, но не МЧС, -- начал Валерий. -- На каждом военном аэродроме находится штатная группа спасателей и врачей-парашютистов. Их задача в случае авиационного происшествия -- найти место аварии и помочь пострадавшим, если таковые имеются. К слову, наш врач, капитан медслужбы Сергей Веремеенко, имеет на своем счету около пятисот прыжков с парашютом.
В звездной паре чемпионов по количеству прыжков лидирует Анастасия. В ее книжке учета зафиксировано 5800 прыжков. В разные годы она становилась чемпионкой Вооруженных сил, России, СНГ, победительницей крупных кубковых соревнований. Прыгать Настя начала в Калининском аэроклубе имени Громова в 1988 году, дочке инженера-строителя было тогда 14 лет. За годы занятий парашютным спортом у нее произошло четыре отцепки: купола иногда не выдерживают предельные нагрузки, на которых не так уж редко работают опытные мастера. То стропа порвется, то кусок ткани. Анастасия, как положено в таких случаях, вводила в действие запасной парашют.
А Валерий -- экс-чемпион России, ВВС, Вооруженных сил и действующий чемпион мира по купольной акробатике. Бесспорно, это выдающееся спортивное достижение. На счету Валерия 4200 прыжков, четыре отцепки и только один отказ основного парашюта.
Причем отказ произошел не по его вине.
-- Купольная акробатика характерна тем, что парашюты нужно раскрывать в плотной группе, сразу после отделения от летательного аппарата, -- поддерживает разговор Игорь Алчин. -- А так как купола у спортсменов специальные, скоростные, то не исключено незапланированное столкновение парашютов. Проще говоря, при неблагоприятном стечении обстоятельств напарник может внезапно влететь тебе в стропы.
-- Это случилось в 2002 году на аэродроме Агой под Тупасе, на котором мы готовились к чемпионату мира в Испании, -- вспоминает Валерий. -- Мы в составе восьми человек плотной группой покинули борт Ан-2. Обычно купольщики раскрываются в одном направлении, видя в воздухе спину друг друга. Вдруг у впереди идущего парашютиста, его зовут Виктор, произошел так называемой выброс. Его развернуло на 180 градусов -- и произошло столкновение. На мгновение у меня помутилось в голове!.. Когда я пришел в себя, высота была уже метров 200 -- 300. Я решил не отцеплять свой порванный купол. Пришлось приземляться на вертикальной скорости до 10 -- 15 метров в секунду.
-- Валерия спасла отличная физическая подготовка, -- добавил подполковник. -- К тому же он удачно приземлился на горный склон. После такого сложнейшего приземления встал и сам вышел из кустов. А Виктор вообще не пострадал.
Сейчас Валерий готовится к чемпионату страны в Липецке. Кто его выиграет, тот и поедет в августе -- сентябре на чемпионат мира в Хорватии. Главные конкуренты команды ВВС -- тоже спортсмены Вооруженных сил -- ВДВ или, к примеру, команда армейской авиации. В этом упражнении гражданские команды уступают военным.
Анастасия сильна в классическом парашютизме -- прыжка на точность приземления и акробатике в свободном падении. Так, на чемпионате Вооруженных сил она занимала второе место в акробатике четверкой. А ее личный рекорд на точности приземления -- серия из семи нолей на аэродроме Агой в 2004 году. Ноль -- это когда пяткой или носком попадаешь в трехсантиметровый пятачок. Ее соперница сдалась на седьмом прыжке, а так бы неизвестно, сколько нолей было бы у Анастасии.
-- Нелегкие были соревнования, особенно при выполнении комплекса акробатических фигур во время затяжного прыжка, потому что прыгали в узкое ущелье между горами при сложных метеоусловиях, -- улыбается Анастасия.
Что касается столь модных прыжков со скал, высоток и мостов, то Валерий считает их развлечением, а не спортом.
-- Столько травм! -- соглашается с мужем Анастасия.
Любопытно, что начальник парашютно-десантной службы дивизии полковник Владимир Семененко много раз прыгал с самолета со стометровой высоты, однако мотивирует их простой служебной необходимостью и тоже не советует забавляться таким образом.
-- Рекордная работа -- это у нас, в Военно-воздушных силах, -- утверждает Валерий. -- Наш национальный рекорд -- 23 человека в купольной формации. Реально можем поставить рекорд из тридцати и больше человек. Мировой рекорд -- 85 человек, в нем участвовал и российский спортсмен Юрий Югов из Курганского авиаспортклуба. В этом году в Аризоне планируется рекорд купольщиков из ста человек.
Анастасия не одобряет рекорды ради рекордов: риск неоправданно высок, так как собираются спортсмены с неизмеримой разницей в классе -- от сотни прыжков до десяти тысяч. Выдержка и безукоризненный расчет, благодаря которому добиваются безопасности прыжков Валерий и Анастасия, тут могут и не сработать. Кстати, их шестилетнего сына Сашу пока больше привлекает хоккей.
Есть в этой счастливой семье одна проблема, которую им самим не решить. Чемпионам трудно -- не в воздухе, а на земле! Скажем прямо, им негде жить. Они ютятся то у родителей, то снимают угол. В скверных условиях умудряются прославлять город и страну -- при том, что парашютный спорт становится в мире все более массовым. К чести Анастасии и Валерия, они не теряют оптимизма, настоящие энтузиасты. Сколько у нас в области мастеров спорта международного класса, чемпионов мира? По пальцам пересчитаешь… А ведь Анастасия не откуда-то свалилась, она коренная тверичанка. -- Почему бы властям не обратить внимание на несладкое положение чемпионов?
Парашютный спорт очень популярен. Но его актуальность Игорь Алчин видит и в том, что парашютизм находится на стыке многих государственных программ: тут и молодежная политика, и служба в армии, и нацпроект «Здоровье». И обидно, когда ведущие спортсмены России вынуждены заботиться о крыше над головой.
В заключение Татьяна Федорченко сообщила, что военно-транспортная авиация принимала участие в крупных международных проектах, таких, например, как широкомасштабные учения в Индии в 2004 году. В настоящее время ВТА привлекается к изучению процесса глобального потепления, а летом будет участвовать в больших учениях за Уралом.
(Областная ежедневная газета "Вече Твери", 10 марта 2007 г.)
Игорь МАНГАЗЕЕВ