На чем планирует зарабатывать терминал F аэропорта Борисполь
В воскресенье, 31 марта, в день начала весенне-летней навигации, МА Борисполь открыл для пассажиров двери терминала F после шести лет консервации.
В F переводят работать лоукосты и чартеры. В мировой практике одна из статей, за счет которых аэропорты наполняют свой бюджет, - неавиационные доходы Георгий Зубко рассказывает, как планирует зарабатывать терминал F, какой сервис ждет пассажиров и будет ли сдерживать развитие «неавиационная» часть доходов.
Что планируется? Мы в аэропорту хотим, чтобы пассажиры были обеспечены надлежащим сервисом несмотря на то, из какого терминала они улетают. В связи с этим в терминале F предусмотрено 1554,1 кв. м под коммерческую деятельность. На первом этаже запланированы заведения питания, магазины, банкоматы, автоматы по продаже кофе и вендинговые аппараты. На втором этаже должны быть магазины, аптека и рестораны. Но реализовывать планы мы вынуждены постепенно.
Нюанс из прошлого. В 2010 году было принято распоряжение КМУ о согласовании заключения договора о совместной деятельности между государственным предприятием «Международный аэропорт Борисполь» и ООО «БФ Групп» сроком на 10 лет. Однако уже в конце 2013 года прежнее руководство аэропорта приняло решение расторгнуть договор о совместной деятельности, очевидно, в связи с консервацией терминала F. На сегодня решение о дальнейшей коммерческой эксплуатации площадей в терминале F в рамках совместной деятельности вынесено на рассмотрение суда. Пока дело не решено, аэропорт не может провести новый конкурс и заключить договоры аренды.
О сроках. Дело в том, что все площади аэропорта Борисполь находятся в государственной собственности. Существует ограниченное количество форм их коммерческой эксплуатации - аренда и совместная деятельность. В аренду площади аэропорта сдаются на основании конкурса, который проводит Фонд госимущества. Решение о совместной деятельности государственного предприятия подлежит обязательному утверждению нормативно-правовым актом Кабинета министров.
Для аэропорта решение о возобновлении деятельности по договору о совместной деятельности выглядит быстрым методом запуска коммерции в режимной зоне, поскольку процесс передачи площадей в аренду фондом занимает не менее 4-6 месяцев с начала процедуры. Кроме того, данная форма договора дает возможность быстро изменить концепцию использования коммерческих площадей с учетом потребности пассажиров.
Государственный бизнес. Пока мы не можем сказать, сколько будет зарабатывать терминал F на аренде площади. Однако в 2018 году доход аэропорта от предоставления в аренду площадей составил 54 млн грн. Эта сумма могла быть значительно больше. Но по закону, при проведении конкурса Фондом госимущества 70% арендных средств идут в фонд и только 30% остаются аэропорту, хотя все инфраструктурные расходы несет именно аэропорт (развитие, ремонт и уплата кредитов при необходимости).
Что касается открытия магазинов беспошлинной торговли - этот вопрос находится в плоскости вне нашего влияния (это компетенция Фонда госимущества.), и мы надеемся на скорейшее оптимальное решение этого вопроса.
Что уже есть в терминале? В любом случае аэропорт нацелен на скорейшее обеспечение пассажиров терминала F необходимыми сервисами. Учитывая важность этого вопроса, аэропорт совместно с компанией, которая обеспечивает питание пассажиров в бизнес-зале терминала D, получил разрешительные документы для обеспечения точек питания.
С сегодняшнего дня пассажиры могут приобрести базовые снеки, напитки. Стоимость кофе «американо» в зоне беспошлинной торговли составляет 40 грн, фирменного чая - 45 грн, воды емкостью 0,5 л - около 40 грн. Но аэропорт не влияет на цены товаров и услуг партнеров, осуществляющих свою деятельность в аэропорту. В период обслуживания первых тестовых рейсов 31 марта - 2 апреля в условиях отсутствия точек питания аэропорт обеспечивал пассажиров бесплатной водой из кулеров. Кулеры с бесплатной водой пока также расположены в режимной зоне терминала F.