В понедельник 12 марта новый терминал С в "Шереметьево-1", построенный немецкой компанией Hochtief за 88 млн долларов, принял первый рейс. "Впервые в мировой практике (такой терминал) был построен всего за один год", - говорится в пресс-релизе "Шереметьево".
Радость омрачила Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) - она сообщила, что эксплуатировать новый "Шереметьево-1" нельзя из-за "выявленных нарушений". Ростехнадзор готовит "для передачи в прокуратуру материалы по незаконной эксплуатации объекта, не сданного в эксплуатацию", сообщила пресс-служба ведомства.
Проверка терминала продолжается, сообщил замначальника управления Ростехнадзора по Центральному федеральному округу Константин Курченков. Ростехнадзор, который должен был участвовать в приемке объекта, этого до сих пор не сделал, поэтому работать аэровокзал не может, возмущается он: без санкции суда Ростехнадзор может приостановить эксплуатацию терминала на срок до пяти дней, что ведомство и намерено сделать. По сведениям газеты "Коммерсант", Ростехнадзор намерен до конца недели дать аэропорту время устранить претензии, после чего соответствующие материалы будут направлены в прокуратуру.
В "Шереметьево" удивлены. Никаких официальных документов от Ростехнадзора аэропорт не получал - ни по выявленным нарушениям, ни по невозможности ввода в эксплуатацию "Шереметьево-1", заверил заместитель гендиректора "Шереметьево" Евгений Тумель.
Между тем аэропорт обвиняют в том, что на новый терминал некачественно оформлена исполнительная документация. По ней невозможно определить, соответствовали ли выполненные работы проектной документации и строительным нормам и правилам. По мнению чиновников, сейчас, не разрушая терминала, уже невозможно определить соответствуют ли его материалы, использованные в строительстве, нормам и правилам.
Кроме того, не в полном объеме выполнены противопожарные мероприятия, предусмотренные проектом. Как пишет газета "Коммерсант", одним из главных противников начала эксплуатации терминала является начальник отдела госпожарнадзора по городскому округу Химки Виктор Вязев.
Впрочем, эксперты не исключают, что в проблемах "Шереметьево" есть коррупционная составляющая. "Вопросы безопасности на авиатранспорте сейчас в центре внимания, и если требования Ростехнадзора содержательны, то я как пассажир поддерживаю его действия, - говорит председатель Общественного антикоррупционного комитета Антон Беляков. - Если же имеет место коррупционная составляющая, ее цена может достигать половины возможных потерь предприятия от действий чиновников".
Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что претензии Ростехнадзора в любом случае ударят по имиджу международного аэропорта. "Надзор должен быть, но крайне нецелесообразно выводить отношения между надзорным органом и компанией на публичный уровень, - говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. - Репутация российской авиаиндустрии в мире сейчас и так негативна. Этот скандал нанесет серьезный репутационный ущерб "Шереметьево", который моментально выльется в ущерб экономический".
Проблемы нового "Шереметьево-1" могут коснуться сразу семи перевозчиков, международные рейсы которых с понедельника принимает этот терминал. Это "Аэрофлот", его архангельская и ростовская "дочки", казахстанская Air Astana, украинская "Аэросвiт", литовская Lietuvos avialinijos и алжирская Air Algerie. В "Аэрофлоте" заверяют, что в случае проблем рейсы могут быть перенаправлены в другие терминалы.
"Шереметьево" - второй по величине аэропорт в России. В 2006 году обслужил 12,76 млн пассажиров. До последнего момента в нем работали всего два пассажирских терминала - "Шереметьево-1" 1964 года постройки и "Шереметьево-2", возведенный в 1980 году. Новый терминал рассчитан на обслуживание 5 млн пассажиров в год. Все терминалы принадлежат ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево", 100%-ной госкомпании. Чистая прибыль за девять месяцев 2006 года - 608,6 млн рублей.
Источник: newsru.com