Основанный россиянами ежегодный арктический лагерь "Барнео" проводился с начала 2000-х, но в этом году он не состоится.
Организаторы обвинили в этом украинские "Авиалинии Антонова", но там настаивают - на самом деле все произошло из-за нарушения условий контракта организаторами, тогда как авиалинии четко выполняют международные обязательства.
Лагерь "Барнео", созданный Русским географическим обществом , действует в Арктике с 2001 года. Название напоминает теплый тропический остров Борнео - это своеобразный юмор полярников.
Примерно половина жителей "Барнео" - лыжники, которые готовятся к походу на Северный полюс. Плюс туристы, которые потом летают к полюсу на вертолете. Тур на Барнео стоит минимум 19 000 евро, а лыжный тур через "Барнео" - 46 000 евро.
Всего, вместе с несколькими учеными и техническим персоналом, там находится около 260 человек, рассказал ВВС Виктор Боярский, руководитель компании "Викаар", которая занималась организацией лыжных походов на "Барнео".
Дрейфующий лагерь действует месяц-полтора. За это время солнце еще не успевает подтопить льдину так, чтобы на нее не мог сесть самолет.
Обслуживают "Барнео" исключительно самолеты Ан-74. Они были разработаны в 1980-х годах в СССР на основе военно-транспортных Ан-72, и лучше других приспособлены для полетов в северных широтах. Ан-74 может делать укороченный взлет и посадку, что также очень важно при полетах с полосы на льдине.
В мире существует совсем немного машин, способных доставлять грузы на такую арктическую станцию.
Самолеты на ледовую базу летают с аэродрома в норвежском поселке Лонгйир на архипелаге Шпицберген (Свальбард) - самого северного аэропорта в мире.
К 2018 году дрейфующий лагерь "Барнео" организовывал Экспедиционный центр Русского географического общества, возглавлял полярник Александр Орлов. Именно по его инициативе и появился лагерь "Барнео". Сам Орлов умер в апреле 2017 года.
Сейчас организацией дрейфующего лагеря занимается швейцарская компания Barneo AG.
Александр Красноперов, глава ООО "Барнео", связанного со швейцарской компанией, подтвердил отмену нынешнего лагеря. Он отказался отвечать на вопрос о финансовых потерях для организаторов.
Как все произошло?
В 2019 году экспедиция готовилась в обычном режиме. В конце марта в Лонгйир прибыли специалисты для строительства лагеря, туда же привезли топливо, палатки и оборудование. Вертолеты Ми-8 провели ледовую разведку и определили место для лагеря, а потом туда с транспортного самолета Ил-76 был сброшен парашютный десант и топливо.
Но 12 апреля стало известно, что экспедиции в 2019 году не будет.
Причиной прекращения экспедиции стала невозможность использовать самолет Ан-74 авиакомпании "Авиалинии Антонова" для полетов с Лонгйир на аэродром "Барнео". Государственная авиационная служба Украины отказалась выдать этому самолету разрешение на полеты в районах к северу от 80-й широты, рассказал ВВС Боярский.
По его словам, ранее "Авиалинии Антонова" получили разрешение на полеты у норвежских авиационных властей.
Боярский утверждает, что сообщение о невозможности полетов на арктическую станцию организаторы получили лишь 8 апреля, а написано оно было за четыре дня до этого.
Минск или "Барнео"?
ВВС направила запрос в Государственную авиационную службу Украины и ожидает ответа.
А в пресс-службе ГП "Антонов" сообщили ВВС News Украина, что самолет компании был направлен в аэропорт Лонгйир для выполнения двух коммерческих рейсов по маршруту Лонгйир-Минск - для перевозки пассажиров.
"Но заказчик отменил эти два рейса в одностороннем порядке уже после прибытия самолета Ан-74Т в Норвегию. После чего самолет вернулся на аэродром постоянного базирования ..." Киев-Антонов ", - говорится в ответе ГП" Антонов ".
"Вопрос о полете самолета Ан-74Т в лагерь" Барнео "рассматривался на начальных этапах переговоров, до прилета самолета Ан-74Т в аэропорт Лонгйир, но заказчик был заранее проинформирован о невозможности выполнения таких рейсов», - резюмируют в пресс-службе госпредприятия .
Впрочем, Виктор Боярский отрицает, что организаторы заказывали этот самолет для полетов в Минск, и утверждает, что речь шла именно о "Барнео".
А в пресс-службе ГП "Антонов" настаивают - свою позицию могут доказать не только на словах, но и документально - есть контракт, где все прописано. А резонанс, который возник, является скорее проявлением информационной войны против Украины.
По его словам, после отказа организаторы попытались найти замену украинскому Ан-74Т, но "свободных" самолетов они не нашли. Кроме того, процесс согласования полетов для компаний, которые ранее не летали на Шпицберген, занимает две-три недели, которых у организаторов не было из-за начала таяния льда.
Отмена экспедиции в 2019 году будет временной, уверяет Боярский.
Он рассчитывает, что на следующий год организаторы, имея в запасе несколько месяцев, смогут заранее подготовиться к экспедиции так, чтобы в последний момент не остаться без самолета.
Что известно о лагере?
"Барнео" - международный и исключительно мирный проект, далекий от политики, настаивают организаторы и участники.
Но в международной прессе его нынешнее отмены уже связали с политикой - например, британское издание The Telegraph написало, что "Барнео-2019" не состоялся "из-за российско-украинского конфликта".
А в прошлом лагерь "Барнео" становился одним из центров военной активности России в Арктике.
Так, в 2016 году на нем высадился парашютный десант спецназа МВД Чечни.
Как рассказывал об этом корреспондент российского агентства "ТАСС", задачей десантников было выявление лагеря условного противника и его успешный штурм. Базировались чеченские десантники на "Барнео".
Чуть позже в том же году, как сообщает российский телеканал "Вести", в лагере прошла совместная учебная операция воздушно-десантных войск России и спецназа из Беларуси.
В 2016 году, после высадки российских спецназовцев в лагере "Барнео", Норвегия ужесточила правила полетов на "Барнео", введя обязательный 48-часовой перерыв между полетами. Это правило было вскоре отменено, но на официальной странице лагеря в Facebook 23 апреля 2016 появились объявления о том, что логистика будет перенесена с Лонгйир на территорию России - на Землю Франца Иосифа. Впрочем, этого так и не произошло.
Именно Русское географическое общество, под патронатом которого проходил лагерь, сотрудничает с Военно-морским флотом России. А в его попечительский совет входят президент Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу и другие представители руководства России.
Общество даже делало экспозицию, посвященную "Барнео", в детском лагере "Артек", который находится в аннексированном Крыму.
12 апреля, когда объявили о том, что экспедиция "Барнео" не состоится, прошло заседание центра Русского географического общества на Северном флоте, на котором обсуждалась экспедиция на Землю Франца-Иосифа.
"Мероприятия комплексной экспедиции на архипелаг Земля Франца-Иосифа пройдут в едином контексте историко-патриотической акции "Три флага над архипелагом ", посвященной современному российскому флагу и двум знаковым историческим датам - 105-летию поднятия российского флага на мысе Флора острова Нортбрук и 90-летию поднятия советского флага на южном берегу острова Гукера", - говорится в сообщении на сайте министерства обороны.
В октябре Русское географическое общество снарядило экспедицию на острова Гогланд и Большой Тютерс в Финском заливе, участники которой передвигались на десантных катерах Ленинградской военно-морской базы.
Россия в последние годы стала активно развивать свое присутствие в Арктике. Этот регион рассматривается как один из наиболее стратегически важных.
Российские военные регулярно проводят учения в арктических широтах.
Страны НАТО также активно усиливают военное присутствие на севере. Последние крупные учения НАТО Trident Juncture-2018 - самые большие со времен Холодной войны - прошли в конце октября в Норвегии.
По легенде учемний, силы НАТО вместе с партнерами из Швеции и Финляндии спасали неназванную небольшую страну от нападения агрессора.