На фоне откровенно бравурной информации последних нескольких месяцев о наших успехах в оборонной промышленности стоит отметить, что не все так уж радужно
Так, в Украине есть буквально несколько отраслей, в которых мы более или менее можем двигаться в фарватере современных разработок.
А в остальном наша военная промышленность, в обновление которой после 1991 г. не вкладывали буквально ничего, является крайне отсталой. Причем катастрофическое отставание именно в плане производственных мощностей. То есть разработать опытный образец наши конструкторы еще могут (с помощью советских наработок или самостоятельно), но запустить в серийное производство огромная проблема. Нет современного станкового парка, нет подготовленных производственных кадров.
И проявляется это буквально во всем - от производства бронеавтомобиля класса 4х4 до самолетов. И подтверждение этому пришло буквально на днях.
В интервью агентству УНИАН президент АНТК "Антонов" Александр Донец впервые публично озвучил информацию о приостановке разработки легкого транспортного самолета Ан-132D. Стоит напомнить, что проект реализовывался ГП "Антонов" в рамках заключенного в апреля 2015 года соглашения о кооперации с саудовскими King Abdulaziz City for Science and Technology (KACST) и Taqnia Aeronautics Co. С 2015 г.
Официальная презентация самолета состоялась в декабре 2016 г., а первый демонстрационный полет - в марте 2017 г. После этого самолет принимал участие в авиационных выставках, в частности Dubai Air Show.
Особенностью самолета, который способен перевозить 46 десантников, или 75 военных, или 27 пациентов на носилках и двух медиков, является его приспособленность к эксплуатации в различных климатических условиях, особенно в условиях жаркого климата, на высокогорных и неподготовленных аэродромах. Отличительной чертой Ан-132 является возможность его эксплуатации с песчаных взлетно-посадочных полос. Эксплуатация самолета в транспортном варианте предусматривает полную автономность при базировании на слабо- и неподготовленных аэродромах благодаря встроенному комплексу погрузки/разгрузки и с применением вспомогательной силовой установки.
Планировалось, что первые 20 самолетов будут произведены в Киеве, а с 2021 г. будет запущен авиационный завод непосредственно в Саудовской Аравии. В меморандуме о намерении говорилось о совместном производстве 80 самолетов Ан-132.
Основным заказчиком выступали местные военные, которые в последний момент несколько изменили требования к перспективному легкому военно-транспортному самолету.
Еще на этапе реализации проекта некоторые авиационные аналитики выражали беспокойство тем, что фактически "Антонов" вкладывает больше денег, чем иностранный заказчик. А такая ситуация в корне неправильная - так, за подобный проект с Ираном по производству Ан-140 харьковчанам были заплачены совсем другие деньги.
Кроме того, было очевидно, что по своим характеристикам самолет (даже с канадскими двигателями) на фоне своих конкурентов (С-27Ј, С-295, Ан-74) не выглядит так уж превосходно. Поэтому его выбор саудовскими военными совсем уж не очевиден.
Теперь же на фоне падения сверхдоходов от продажи нефти и прямого участия в различных военных конфликтах по всему Ближнему Востоку Эр-Рияд вынужден считать буквально "каждую копейку". И как итог - фактический отказ от подписанных соглашений по Ан-132D.
Понятно, что руководители "Антонова" выражают искреннюю уверенность, что проект не будет заморожен и вскоре будет новый покупатель. Очевидно, что в ходу пущен "план Б", о котором было известно еще в 2015 г.
Дело в том, что ВВС Индии ищет замену своего огромного парка "советских" Ан-32 и выражала свой интерес к "саудовскому" проекту. Поэтому именно Дели рассматривались как запасной вариант. Недаром лично первый заместитель секретаря СНБО Украины Олег Гладковский летал на международную авиационную выставку "АэроИндия-2019", где представлял проект Ан-132.
В принципе некоторые основания для оптимизма есть. Индия в последнее время в военно-техническом сотрудничестве постепенно уходит из российских "объятий". Так, она вышла из проекта FGFA под кодовым именем Project 79L, заключавшимся в совместном производстве "истребителей будущего". Россияне планировали под этой маркой поставить индусам 52 истребителя пятого поколения Т-50.
Последовательно в Дели отказались от закупок российских САУ в пользу южнокорейского K9 Thunder, ЗРК "Панцирь" в пользу опять-таки южнокорейского аналога. На этом фоне бурными темпами развивается сотрудничество с Украиной. Наша страна была включена в новую программу индийского правительства наравне с 25 странами мира, с которыми Индия изъявила желание сотрудничать в военно-технической области. В частности, на сегодняшний день николаевское ГП "Зоря"-"Машпроект" обеспечивает новые индийские корабли, строящиеся на верфи в Мумбаи, своими силовыми установками. Опять-таки "Антонов" только не давно закончил программу продления летной годности парка Ан-32.
К сожалению, стоит отметить, что вариант закупки Ан-132D для отечественных Воздушных Сил на сегодня даже не рассматривается. Во-первых, неподъемная стоимость - как утверждал директор программы Ан-132 ГП "Антонов" Александр Хохлов одна машина будет стоить от $30 до 40 млн.
Во-вторых, при наличии просто огромного количества Ан-26, хотя и худших по своим характеристикам, однако которые за небольшие деньги можно ставить в строй и модернизировать, такие дорогостоящие покупки для наших военных выглядят уж точно не самым перспективным направлением. Тем более что есть проблемы и поважнее - такие как устаревание парка истребительной и штурмовой авиации, недостаток боевых и транспортных вертолетов, отсутствие стратегического беспилотника и многое другое.
Таким образом, можно говорить, что, с одной стороны, программа Ан-132D ныне находится в критическом состоянии и драгоценное время на модернизацию всего производства неуклонно уходит. С другой стороны - "Антонов" получил бесценный опыт сотрудничества с западными компаниями - поставщиками авионики и двигателей. И этот опыт уж точно не пропадет даром.