В прошлом году украинские туристы столкнулись с тем, что туроператоры и авиакомпании часто не могли обеспечить своевременный вылет на курорт и возвращение в Украину. Что их ждет в нынешнем году?
«После того как несколько групп туристов задержались в Турции, наши клиенты стали чаще интересоваться не только названием отеля и туроператора, но авиакомпанией, которая выполняет рейс. Иногда даже предпочитали вылет из Киева, а не более близких Запорожья и Днепра», - так Дарья Ильина, владелец мариупольского турагентства «Марко Поло», вспоминает работу летом 2018 года.
Аналогичную тенденцию в масштабах страны подтверждает Антон Рудич, президент Украинской ассоциации туристических агентств (УАТА). «При этом у туриста нет возможности зафиксировать в договоре какую-то конкретную авиакомпанию, т.к. туроператор по закону имеет право менять авиакомпанию, время вылета и прочее», - сетует Рудич.
Год назад почти каждую неделю появлялись новости об украинцах, которые, купив путевку в турагентстве, не смогли вовремя улететь на зарубежный отдых либо вернуться с курорта. Одной из основных причин стали сложности у авиакомпаний, выполняющих чартерные (не регулярные) рейсы по заказу туристических операторов.
НВ Бизнес разбиралось: что ожидает украинских туристов летом 2019 года?
Резкий рост
По данным МЭРТ, в 2017 году услугами туристических операторов воспользовалось почти 2,6 млн украинцев, большая часть из которых летала на отдых. В 2018 году, согласно информации Министерства, по наиболее популярным туристическим направлениям потоки возросли. Количество украинцев, посетивших Египет, увеличилось на 54% до 1132 тыс. человек, Турцию - на 1% до 1193 тыс. человек.
По словам Богдана Долинце, секретаря общественного совета при Государственной авиационной службе Украины (ГАС), лидерами в сегменте чартерных перевозок среди украинских авиакомпаний в прошлом году стали:
WINDROSE airlines (Роза Ветров);
Azur Air Украина;
YanAir;
Bravo Airways;
«Международные авиалинии Украины» (МАУ).
Вместе они обеспечили 84% пассажиропотока от всего рынка чартерных перевозок в стране. «Всего за год услугами 16 украинских чартерных авиаперевозчиков воспользовались более 4,5 миллионов пассажиров», - говорит Долинце, уточняя, что в статистике отдельно учитываются полеты туда и назад.
Александр Ланецкий, директор консалтинговой компании Friendly Avia Support, напомнил, что в середине прошлого года к списку перевозчиков добавился еще один крупный игрок - авиакомпания SkyUp. «Если посмотреть на рынок, то все крупнейшие чартерные авиакомпании имеют родственные или просто давние дружеские связи с крупными туроператорами. Это SkyUp/Join UP!, Azur Air Украина/ANEX Tour и его партнеры Coral Travel и TUI Украина, а также пара WINDROSE/TEZ Tour. Остальные авиакомпании создают ситуационное партнерство с туроператорами, но в 2019 году по сравнению с 2018-м ситуация на рынке существенно изменится», - считает Ланецкий.
Новый формат
По данным УАТА по количеству туристов в Украине с большим отрывом лидируют два туроператора - ANEX Tour и Join UP! Они же задают тон на рынке чартерных авиаперевозок.
Главным катализатором переформатирования рынка стало появление авиакомпании SkyUp, которая принадлежит владельцам Join UP! Начало ее работы было анонсировано на апрель 2018 года. Однако два первых самолета вышли на маршруты лишь в мае и июне прошлого года. К тому моменту туроператор Join UP! и один из его ключевых на тот момент партнеров - авиакомпания МАУ - прекратили сотрудничество. В результате одному из лидеров рынка организованного туризма пришлось в срочном порядке искать самолеты для выполнения обязательств перед клиентами.
«Основным фактором, который привел к массовым задержкам рейсов с туристами Join UP!, стало то, что авиаперевозчики-партнеры Join UP! не смогли согласовать свои чартерные и регулярные летные программы со своими реальными возможностями», - рассказали НВ Бизнес в пресс-службе туроператора Join UP!, уточнив что летом 2018 года сотрудничали с авиакомпаниями YanAir, Bravo и Anda.
А вот в МАУ считают, что основной причиной транспортного коллапса на туристическом рынке в прошлом году стало искусственно созданное чрезмерное предложение. «Некоторые игроки заявляли в продажу больше туров, чем могли перевезти авиакомпании. И затем оперативно корректировали свои программы, причиняя туристам массу неудобств», - рассказали НВ Бизнес в пресс-службе национального авиаперевозчика.
В любом случае катализатором ситуации стал резкий (по некоторым оценкам до 50% к 2017 году) рост спроса на услуги организованного туризма. И рынок с ним не справился. А дефицит техники у авиакомпаний был усилен серией поломок самолетов в разгар сезона.
«Рынок рос, самолетов не хватало, не было запасных бортов - вот и результат», - вспоминает Александр Ланецкий.
Лишь к середине июля удалось оптимизировать расписание полетов и успокоить волнения среди туристов.
Похоже, что к туристическому сезону-2019 туроператоры и авиакомпании учли горький опыт прошлого года и сделали выводы. Главный из которых - расширение парка самолетов.
В межсезонье крупнейшие чартерные авиакомпании заметно увеличили количество используемых бортов и изменили подход к их использованию. Так, SkyUp войдет в лето-2019, имея 8 бортов против 1 в мае-2018. За зиму удвоила количество самолетов Azur Air Украина. Теперь их 6. Флот WINDROSE в апреле насчитывает 15 самолетов. В крупнейшей авиакомпании Украины - МАУ - также намерены до 15% увеличить количество пассажиров чартерных рейсов.
В WINDROSE airlines, которая по данным Министерства инфраструктуры Украины, в прошлом году стала одной из наиболее пунктуальных авиакомпаний Украины, говорят, что для обеспечения регулярности в первую очередь необходимо грамотное планирование расписания с обеспечением резервных слотов. Также следует обеспечить необходимый тайминг для технических работ, заблаговременное подписание контрактов с другими перевозчиками для предоставления воздушных судов в случае AOG (Aircraft on Ground), наличие запчастей в достаточном количестве и контрактов на срочную поставку запчастей в случае AOG. «Второй вопрос - это работа с пассажирами в случае задержки, а именно: информирование, предоставление питания и отдыха», - акцентируют в пресс-службе WINDROSE airlines.
«Сейчас тоже стоит ожидать сбоев в программах, но скорее единичных случаев, чем каскадов как в прошлом сезоне», - считает Андрей Гук, партнер юридической фирмы «Анте».
Что это даст туристам
Не только авиакомпании, но и туроператоры поменяли подход к работе, учтя прошлогодние проблемы.
Например, Join UP!, который в текущем году намерен увеличить количество туристов более чем на 40% до 1,3 млн человек, добился внесения новых условий в договоры с авиаперевозчиками. «В частности, кроме самолетов, которые будут перевозить туристов, каждый авиаперевозчик должен предоставить один резервный самолет в случае неисправности, чтобы минимизировать риск возникновения неудобств для туристов», - сообщили в пресс-службе туроператора. Также предусмотрены жесткие штрафные санкции.
В УАТА называют три ключевых ожидания на туристический сезон 2019 года:
Наличие достаточного количества "относительно молодых" бортов для обслуживания туристического потока;
Реалистичная полетная программа, что убережет много нервов как туристам, так и турагентам при отмене и последующих пересадках туристов на альтернативные рейсы, как это было в 2018 году;
Надежность авиаперевозчика.
«Уже сейчас такие авиакомпании как Bravo, Буковина, YanAir и т.п. пропали с наиболее массовых рынков (Турция, Египет)», - говорит президент УАТА Антон Рудич.
Действительно, некоторые авиаперевозчики, которые еще год назад были крупными игроками в сегменте чартеров, сегодня практически незаметны. Один из авиаэкспертов сообщил НВ Бизнес, что YanAir планомерно сокращает чартерную программу, сосредоточившись на работу в формат, так называемого мокрого лизинга (ACMI). В YanAir не ответили на запрос редакции.
А вот в пресс-службе Bravo Airways подтвердили уход с этого рынка: «На 2019 год авиакомпанией не предусмотрена чартерная программа».
При этом следует отметить, что снижение стоимости авиабилетов благодаря появлению лоукост-авиакомпаний и упрощение визовых процедур для граждан Украины формируют новый достаточно массовый сегмент самостоятельных путешественников.
Для тех, кто выбирает организованный отдых, большую роль по прежнему играет цена, а не имя туроператора или авиакомпании. «Если разница в стоимости тура на человека превышает эквивалент $50, туристы склонны выбирать более дешевый вариант», - резюмирует Антон Рудич.
Поэтому переформатирование украинского рынка чартерных авиаперевозок хоть и сократит риск массового невылета, но приведет к росту средней стоимости путевок по наиболее популярным направлениям.