В первой половине марта произошло два, почти совпавшие по времени, события связанные с авиапромышленным концерном «Авиация Украины». Первое: Фонд госимущества направил в Кабмин согласованный вариант устава объединения и второе: замминистра минпромполитики Владимир Новицкий заявил, что в связи с неудовлетворительным финансово-экономическим состоянием Харьковского авиационного производственного предприятия (ХГАПП), он не будет включен в состав создаваемого концерна.
По словам председателя ФГИ Валентины Семенюк, в уставе концерна четко прописаны условия вхождения предприятий украинского авиапрома в концерн, деятельность наблюдательного совета и ревизионной комиссии. В интервью УНИАНу В. Семенюк заявила следующее: «Мы только включили в устав положение о том, как могут деньги, вложенные в оборот, перейти в имущественные права. Это только с разрешения фонда». Кроме того, председатель Фонда исключила возможность продажи акций концерна иностранным инвесторам: «Это возможно только после внесения изменений в законодательство Украины. В соответствии с законом о приватизации государственного имущества, приватизация таких объектов запрещена. Играться не надо. Тем более с такими объектами». Фактическое одобрение устава экспертами ФГИ дает зеленый свет к практическому осуществлению данного проекта.
Согласно решению Кабмина в концерн должно войти 9 предприятий: АНТК им. Антонова, Киевский государственный авиационный завод «Авиант», ГП «Киевский авиаремонтный завод №410 гражданской авиации», харьковский завод «Радиоизмеритель», ГП Харьковский машиностроительный завод «ФЭД», ГП Харьковское агрегатное конструкторское бюро при заводе ФЭД, НИИ «Буран», ГП «Новатор», ГП «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс».
Что касается решения Кабмина не включать в состав «Авиации Украины» ХГАПП, то это решение, судя по всему, носит вынужденный характер. По мнению В. Новицкого для санации предприятия необходимо около 600 млн. грн. При этом замминистра подчеркнул, что, вопрос банкротства харьковского авиазавода на сегодняшний день не рассматривается. Правительство намерено помочь выйти заводу из кризиса. Одной из мер является открытие кредитной линии для поддержания производства. В настоящее время на стапелях завода 8-10 самолетов в состоянии около 85% готовности, которые после достройки можно продать для оздоровления положения завода. Правда, не совсем понятно, почему проблемами предприятия правительство озаботилось только сейчас, ведь о миллиардном долге предприятия и неудовлетворительном состоянии производства было известно еще во время создания предшественника нынешнего концерна – корпорации «Антонов».
Ирония ситуации заключена в том, что нынешний гендиректор харьковского авиазавода Павел Науменко, в недалеком прошлом был активным сторонником объединения предприятий в авиастроительной отрасли Украины и даже метил на роль руководителя объединения. А возглавивший «Авиацию Украины» гендиректор киевского «Авианта» Олег Шевченко, был яростным противником «общака». Результаты «объединения» ведущих авиапредприятий хорошо известны, в октябре прошлого года, коллегия Минпромполитики признала деятельность Государственной самолетостроительной корпорации «Национальное объединение «Антонов» неудовлетворительной.
Видимо, по этому, ряд экспертов владеющих ситуацией в отрасли выражают сомнения и в эффективности нового концерна. Сумеет ли новая структура избежать проблем своей предшественницы? Удастся ли О. Шевченко, объединить разновекторные интересы десятка предприятий, которые должны войти в новую структуру? Надо признать что, в настоящее время авиастроители действуют достаточно разобщено, в первую очередь, руководствуясь собственными экономическими интересами.
Высказал определенные сомнения в перспективности нового объединения и руководитель ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, заявивший, что в дальнейшие планы правительства входит также корпоратизация предприятий с передачей их акций концерну. «Т.е. головная компания будет управлять имуществом, а предприятия отрасли станут ее «дочками» без денег, без прав». В. Богуслаев не уверен, что парламент поддержит решение о корпоратизации предприятий концерна в таком виде. Впрочем, позиция руководителя «Мотор Сич» может быть объяснена и другими причинами, предприятию монополисту в области авиационного моторостроения проще диктовать свои условия отдельным предприятиям отрасли, чем руководству госконцерна, пользующегося поддержкой Кабмина.
Впрочем, об эффективности новой структуры можно будет судить уже очень скоро, по результатам запуска в производство надежды отечественного авиапрома Ан-148 и выполнения договоренностей с индийскими ВВС на продление ресурса Ан-32.
Источник: www.ugmk.info