Американское издание Washington Post опубликовало большую статью, посвященную интересу китайских военных к украинской "Мотор Сичи".
Президент крупнейшей украинской аэрокосмической компании говорит, что ее новые китайские инвесторы часто просят сотрудников «пообщаться».
Они хотят знать о ведении записей и планировании, настройке производственных линий и взаимодействии между цехами.
«Они будут говорить три часа, а на следующий день придет совершенно другая группа людей», - рассказывает Вячеслав Богуслаев, чья большая компания «Мотор Сич», ведущая свою историю из советской эры, является одним из самых технически продвинутых производителей двигателей для военных самолетов в мире.
«Они будут задавать все те же вопросы, что и вчера, и это будет продолжаться в течение недели», - говорит он.
Стремясь обновить свои вооруженные силы, Китай обращается к Украине. И Украина - с ее экономикой, страдающей от войны с Россией, - готова принять объятия Китая.
«Если нам запретят работать с Китаем, - говорит Богуслаев, - то первое, что я сделаю, это уволю 10 000 человек».
«Мотор Сич», получивший название «Царь двигателей» в китайских СМИ, владеет тем, что нужно Пекину: он может поставлять двигатели для военных самолетов и ноу-хау, чтобы однажды, возможно, сделать версию, построенную в Китае.
У Китая, в свою очередь, есть то, что нужно "Мотор Сичи" - надежные покупатели.
Компания потеряла свой крупнейший рынок - поставку двигателей для военных вертолетов и самолетов в Россию - после того, как в 2014 году началась война на востоке Украины. Сейчас продажи осуществляются в основном в Китай.
Скрытое проникновение Китая в Украину иллюстрирует потребность Пекина в импорте технологий и его способность получить к ним доступ, несмотря на то, что западные страны ограничивают военный экспорт в Китай.
Это происходит в момент, когда Украина пытается переориентировать свою экономику от сотрудничества с Россией. И это ставит Вашингтон в затруднительное положение, поскольку риторика США, поддерживающая Украину в ее конфликте с Россией, сталкивается с растущей конкуренцией администрации Трампа с Пекином.
«Местные жители здесь спокойные, хорошо образованные и недорогие», - рассказал Лю Цюнь, торгово-экономический советник китайского посольства в Киеве. Он свободно говорит по-русски, и дает интервью в огражденной высокими стенами резиденции китайского посольства в украинской столице. «Я всегда считаю, что Украина обладает огромным потенциалом в области технологий и науки».
Украинские заводы когда-то производили танки, линкоры и межконтинентальные баллистические ракеты для Красной Армии. Они стали ключом к цепочке поставок российской оборонной промышленности.
В 2014 году прозападная революция в Украине и начало военных действий с поддерживаемыми Москвой сепаратистами побудили Киев искать рынки за пределами России - своего крупнейшего соседа и торгового партнера.
Но европейские и американские инвесторы нервничали из-за того, что имело дело со страной, раскачиваемой войной, с разрушающейся инфраструктурой и широко распространенной коррупцией. Китай, с другой стороны, увидел возможность. Украинские компании, такие как «Мотор Сич», которая расположена в городе Запорожье примерно в 100 милях от линии фронта на востоке Украины, отчаялись, поскольку продажи в Россию прекратились.
«Сейчас нас волнует следующее: готова ли Америка покупать наши товары? Нет. Точка», - говорит Геннадий Чижиков, президент Торгово-промышленной палаты Украины. «Китай же покупает наши товары».
Китай собирается обогнать Россию в качестве страны-крупнейшего торгового партнера Украины к следующему году . В 2018 году Украина торговала товарами с Китаем на 9,8 миллиарда долларов, что на 51% больше, чем два года ранее, и более чем вдвое превысило 4 миллиарда долларов в торговле с США.
В прошлом году Китай добился положительного освещения в украинских новостных СМИ, сделав серию подарков: 50 машин скорой помощи, 50 поисково-спасательных машин и 137 миллионов долларов на медицинское оборудование для региональных больниц. В апреле украинское правительство объявило о выделении Китаем 340 миллионов долларов на строительство нового моста через реку Днепр.
«Если кто-то придет с деньгами, они их возьмут», - сказал об Украине политолог Андреас Умланд, который живет в Киеве. - «Они не могут себе позволить роскошь мыслить очень стратегически , на много лет вперед».
Во время революции 2014 года Китай уже имел экономические и оборонные отношения с Украиной. Он купил незаконченный авианосец советской эпохи в Украине в 1998 году и заказал четыре огромных военных корабля на воздушной подушке в 2009 году. Западные страны же, напротив, практически не использовали украинское оборонное производство советского наследия.
«Так или иначе, Украине придется выбирать», - сказал один западный дипломат в Киеве, который изучает связи Украины с Китаем и не уполномочен на публичные комментарии. «Они не могут вечно интегрироваться с Китаем, двигаясь в направлении Запада».
Украинский МИД отказался комментировать эту статью. Украинско-китайские отношения являются деликатным вопросом, заявили официальные лица в Киеве, учитывая стремление Украины к тесным связям с Соединенными Штатами, с одной стороны, и расширяющееся партнерство Китая с Россией, с другой. Но новый президент Украины Владимир Зеленский, который вступил в должность в понедельник, встретился с послом Китая в Киеве в начале этого месяца и предложил вотум доверия.
«Опыт и инвестиции Китая важны для Украины», - сказал он.
Китай агрессивно расширяет свое влияние на территории бывшего Советского Союза. В Беларуси Китай совместно финансирует новый огромный индустриальный парк, в котором разместится более 100 000 рабочих. На Черном море страна Грузия становится ключевым центром торговли Китая с Европой.
Но, по словам западных дипломатов и аналитиков, Украина предлагает уникальные ресурсы для Китая, помогая восполнить пробелы в знаниях, поскольку Пекин стремится создать армию мирового уровня.
Богуслаев говорит, что единственные двигатели, которые его компания строит для Китая, предназначены для самолетов, на которых нет оружия, таких как учебный самолет L-15. Но Рубен Джонсон, американский аналитик оборонной промышленности, базирующийся в Киеве, говорит, что более тесные отношения с «Мотор Сич» могут позволить Китаю производить собственные истребители.
«Китайцы - несмотря на все ресурсы, которые они вложили - не смогли разработать надежные двигатели для истребителей, которые производились бы в большом количестве и работали в течение достаточного количества часов между капитальными ремонтами, чтобы быть практичными», - сказал Джонсон. «Приобретение умственных способностей и опыта "Мотор Сич" может позволить им преодолеть это очень большое препятствие».
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. пыталась купить контрольный пакет акций «Мотор Сич» в 2017 году. Украинские власти заморозили сделку по соображениям национальной безопасности. Но Богуслаев сказал, что 100 миллионов долларов из обещанных Skyrizon 250 миллионов долларов все же прошли, и что китайская компания теперь владеет как минимум 25-процентной долей в «Мотор Сич».
Представитель "Мотор Сич" сказал, что 35 процентов от продаж компании в 450 миллионов долларов в прошлом году пришлось на Китай, что делает эту страну самым крупным получателем авиационных двигателей. По словам пресс-секретаря, продаж в Россию не было. Шесть лет назад, напротив, треть от общего объема продаж компании в 1,1 миллиарда долларов ушла в Россию.
«Россия ушла. Поэтому сейчас я должен быть в Китае», - говорит Богуслаев.
Он сказал, что часто слышит от украинских правительственных чиновников, что Соединенные Штаты недовольны его отношениями с Китаем. Его ответ: «Тогда как насчет того, чтобы Госдеп дал нам работу?»
На вопрос о «Мотор Сич» пресс-секретарь Госдепартамента США сказала, что Соединенные Штаты не противодействуют экономическому и технологическому развитию Китая законными средствами. Однако мы обеспокоены действиями правительства Китая, которые не соответствуют международным нормам.
«Соединенные Штаты призывают наших партнеров учитывать риски национальной безопасности, которые могут возникнуть в результате сделок с иностранными инвестициями», - сказала пресс-секретарь.
В юго-западном китайском городе Чунцин "Мотор Сич" и Beijing Skyrizon в 2017 году договорились о совместном строительстве завода по обслуживанию и производству авиационных двигателей. По словам Богуслаева, китайские партнеры предложили построить небольшой городок, в котором украинские инженеры будут чувствовать себя как дома.
«Они сказали: «Дайте нам 1000 человек», - вспоминает Богуслаев. «Мы построим для вас церковь здесь. Мы построим детский сад».
По словам Богуслаева, завод частично построен, но пока не работает.
Представители Beijing Skyrizon продолжают регулярно посещать заводы «Мотор Сич», делая множественные записи и беседуя с рабочими.
Китай заинтересован в украинских технологиях и помимо «Мотор Сич», нанимая украинских инженеров и привлекая их в Китай, говорят западные чиновники и украинские специалисты оборонной промышленности.
«Это не просто аутсорсинг, а привлечение наших специалистов, как в ракетном секторе, так и в авиастроении», - рассказал Сергей Бондарчук, бывший глава украинской экспортно-оборонной компании «Укрспецэкспорт», который сейчас живет в Лондоне. «Украина теряет поколение инженеров таким образом».