Справка НР: ИЛ-76 авиакомпании «Азов-Авиа» разбился в аэропорту Баку 4 марта 2004 года. В результате катастрофы погибли три человека. Командир корабля Александр Казанцев выжил. Согласно заключению специалистов межгосударственного авиационного комитета (МАК) виновными в случившемся были признаны члены экипажа. Казанцев был осужден азербайджанским судом за совершение преступления по неосторожности и приговорен к трем годам лишения свободы. С заключением МАК командир разбившегося лайнера категорически не согласен. С 2006 года Александр Казанцев через суд пытается добиться компенсации морального вреда от авиакомпании «Азов-Авиа» в размере 10 миллионов гривен.
Летающий металлолом
Согласно заключению МАК трагедия под Баку произошла из-за нечеткой работы командира воздушного судна и нарушения технологии работы членами экипажа. Самолет перед полетом был полностью исправен и готов к работе, то есть отказ техники, как причина катастрофы, в отчете не фигурирует, хотя первоначально информация о возможных технических неполадках в работе судна у экспертов была. По крайней мере, об этом свидетельствуют документы за подписью заместителя министра транспорта Украины В. Максимова, которые имеются в распоряжении «Нового региона». В справке прямо говорится о том, что в результате работы комиссии «Укравиатранса», расследовавшей катастрофы в Баку, выяснилось, что «в межинспекционный период на самолете был установлен авиационный двигатель Д-30КП-2 № 0304402401530 с дубликатом формуляра. Двигатель принадлежит ЗАО «Авиаремонтное предприятие «УРАРП». Передан в аренду ООО «Авиакомпания «Азов-Авиа» согласно договору от 17.01.04 г. № 01\4УР. Согласно информации Генеральной прокуратуры Украины (письмо от 19.05.04 г. № 10\1\2-24789-02) с 2002 года двигатель Д-30КП-2 № 0304402401530 и формуляр на него признаны вещественными доказательствами по уголовному делу.
Разрешение на использование вещественных доказательств Генеральной Прокуратурой Украины не выдавалось. ЗАО «УРАРП», без основания оформило дубликат авиационного двигателя Д-30КП-2 № 0304402401530, нарушив требования п. 19.2.9 НТЕРАТ-83, и передало двигатель в эксплуатацию. При этом в «Укравиатранс» была представлена недостоверная информация о продлении ресурса и календарного срока службы двигателя».
Уголовное дело, вещественным доказательством по которому проходил злополучный двигатель разбившегося ИЛ-76, было возбуждено Генеральной прокуратурой после служебной проверки Министерства обороны, касающейся незаконной эксплуатации СПИСАННЫХ АВИАДВИГАТЕЛЕЙ.
Военные выяснили, что двигатель Д-30КП-2 № 0304402401530 был еще в 1997 году списан с баланса Киевского института ВВС в МЕТАЛЛОЛОМ. Тем не менее, спустя семь лет он оказался установлен на ИЛ-76, разбившемся в аэропорту «исключительно по вине экипажа».
Все эти документы были в распоряжении экспертов Межгосударственного авиационного комитета. И вот тут начинается самое интересное. Материалы, касающиеся возможности технических неполадок в работе авиалайнера, были проигнорированы. Вместо них в деле появились совсем интересные документы, доказывающие, что злополучный двигатель был полностью исправен.
Титанический труд МАК
В окончательном отчете по результатам расследования катастрофы ИЛ-76, утвержденным заместителем Председателя МАК Р.А. Теймуразовым, непонятно каким образом появился пункт об участии в расследовании происшествия производителя авиационного двигателя ОАО НПО «Сатурн» (бывшие «Рыбинские моторы»).
«Выполненный специалистами ЦИАМ, ГосНИИ ГА и НПО «Сатурн» (Рыбинские моторы) по заданию комиссии по расследованию расчетно-тяговых характеристик двигателей, для условия взлета 04.03.2004г., показал на соответствие техническим условиям», – утверждается в данном документе. Однако, в распоряжении «Нового региона» есть официальный ответ руководства «Сатурна» Александру Казанцеву. Из него следует, что производители двигателей очень хотели участвовать в работе комиссии, однако от их услуг вежливо отказались.
Цитата из ответа НПО «Сатурн»: «Для расследования катастрофы ИЛ-76 в городе Баку в марте 2004 года ОАО НПО «Сатурн» направило письмо на имя технического директора авиакомпании «Азов-Авиа» господина Чувилова А.Б. и генерального директора Государственного департамента авиационного транспорта Украины господина Максимова В.А. с просьбой включить в состав комиссии по расследованию катастрофы ОАО НПО «Сатурн» в г.Баку Малышева Сергея Владимировича. Официального согласия на данную просьбу не поступило. Заключения об исправности двигателей Д-30-КП/2, установленных на ВС UR ZVA НПО «Сатурн» не выдавало, так как двигатели эксплуатировались С ИСТЕКШИМИ СРОКАМИ СЛУЖБЫ. Официального заключения по расследованию катастрофы в ОАО НПО «Сатурн» не поступало».
Почему руководство Межгосударственного авиационного комитета решилось на столь явный подлог можно только догадываться.
Металлолом ценой в 10 миллионов
Официальные итоги расследования МАК происшествия под Баку устроили почти всех. Выяснилось, что владелец летающего металлолома под названием ИЛ-76 авиакомпания «Азов-Авиа» застраховала дряхлый лайнер на 10 миллионов долларов в компании «Бусин». По словам Александра Казанцева, эта компания уже 11 мая 2004 года произвела первые выплаты (около $40 тысяч) на утилизацию обломков самолета. Хотя, по международным нормам, вещественные доказательства положено сохранять как минимум в течение трех месяцев. То есть все улики, которые могут свидетельствовать в пользу экипажа, были ЦЕЛЕНАПРАВЛЕНО УНИЧТОЖЕНЫ. Куда и кому были направлены остальные выплаты, выяснить уже практически невозможно. Перестраховщиками по данному делу выступают сразу 8 украинских компаний плюс до конца неустановленное число страховых фирм из России и Великобритании.
Завтра Александр Казанцев намерен предоставить в распоряжение суда все имеющиеся у него документы. Представители Межгосударственного авиационного комитета уже попросили суд рассматривать данное дело без участия своего представителя. Если в судебном порядке будет доказано, что специалистами МАК была допущена фальсификация результатов расследования падения ИЛ-76 в Баку, это может иметь далеко идущие последствия. Не исключено, что примеру Казанцева последуют родственники членов экипажа, погибших в других авиапроисшествиях и официально признанные МАКом их причиной. Согласно заключениям Межгосударственного авиационного комитета в подавляющем большинстве катастроф, которые были расследованы их экспертами, виноват так называемый «человеческий фактор», то есть командир корабля и члены экипажа. Владельцы воздушных судов по странному стечению обстоятельств почти никогда не виноваты в авиапроисшествиях, даже если на их самолетах установлены двигатели, сданные в металлолом.
Источник: www.nr2.ru