На экранах - новый американский сериал "Чернобыль". Миллионы зрителей по всему миру не скрывают слез, смотря трогательную сцену, как тех, кто первыми вступили в борьбу с радиацией, на носилках заносят на борт. Эвакуация в госпиталь... Вертолет взлетает, а зрители (хотя большинство и знают горькую правду) надеются на чудо ...
Одни из самых придирчивых критиков - авиаторы бригады транспортной авиации Воздушных Сил ВС Украины. Еще бы! На экране демонстрируют вертолет родной части, хотя он и перекрашен в «советские» цвета. За штурвалом - коллега, командир эскадрильи части ... Да и родной аэродром, показанный мимоходом, вызывает гордость. А особенно приятно за отсутствие авиационных "ляпов". Недаром же так тщательно консультировали представителей съемочной группы "HBO".
Американские «киношники» работали на Киевщине более года назад. Снимали в течение недели, с самого утра до позднего вечера, а некоторые сцены - даже ночью. Все это время рядом со съемочной группой был полковник Олег Михайленко, заместитель командира авиабригады. Придирчиво следил за процессом - чтобы чего лишнего не показали. За советами к украинскому офицеру американцы обращались часто. Он и в авиации понимает, и о Чернобыльской катастрофе знает не понаслышке, и с английским проблем нет.
Офицер рассказал о том, чем удивляли американские гости, "апгрейд" украинского вертолета, десятки дублей и впечатление от результата.
- Теперь можно, - в шутку ответил полковник на просьбу немного приоткрыть секреты "закулисья". - Пока все серии не увидели мир, нас просили держать язык за зубами. Часть сериала действительно снимали у нас. Результат - невероятный. Они показали правду, которая в данном случае более впечатляющая, любой вымысел. Для нашей части - это, действительно, очень близкая история. У нас до сих пор работают люди, имеющие прямое отношение к трагическим событиям 86-го. Бывший заместитель командира части на Ан-30 проводил аэрофотосъемку над Чернобылем в 86 году. Эти кадры стали очень ценными для истории.
Жизнь бригады на время съемок никто не останавливал, она продолжалась в обычном интенсивном ритме, а для съемочной группы выделили отдельную локацию на аэродроме.
- Подобрали вертолет, который бы максимально точно подходил под то время. Потому что, на самом деле, у нас есть и значительно более поздняя техника. Это - действующий вертолет, который активно используется, в том числе и на Востоке. Большая группа художников взялась его перекрашивать. На экране кажется, что там все просто. Ну - вертолет, ну - зеленый. И американцы тщательно добивались эффекта "старины", чтобы тот не выглядел, будто только что из "салона". А мы в свою очередь переживали только за то, чтобы их краска хорошо отмывалась. Ведь после съемок нам еще летать на этой "звезде". Забегая вперед, скажу, что вернули технику в том же виде, в котором приняли.
С авиатором, который будет сидеть за штурвалом, тоже определились сразу. Опытного боевого командира эскадрильи уже, пожалуй, ни чем не удивишь.
- Взлет, посадка, пролет по кругу ... Все! Справились! А нет! Солнце не так садилось. Опять - взлет, посадка, пролет по кругу. Все? А нет! Волосы у актеров не так, как задумано, развевались. Каждая сцена - десять-двадцать, а то и тридцать дублей. К примеру, простая, на первый взгляд, сцена, где на борту вертолета говорят ученые... На самом деле, вертолет тогда не летел. Его поставили на специальные вибрирующие подушки, чтобы имитировать полет. Вокруг него обустроили десятки прожекторов, ламп ... Мы такой техники с роду не видели! Ассистенты постоянно ставили разного рода вопросы, а мы терпеливо все объясняли. "А как правильно подойти к вертолету? А так можно пролететь? А как тогда летали? Вот правильно? А так? А под винтом актерам можно проходить?» Они же в авиации не слишком разбираются, поэтому за отсутствие авиационных ляпов отвечали мы.
Съемки "Чернобыля" - не единственный кинематографический опыт в жизни части. Недавно на военном аэродроме снимали еще и несколько ключевых сцен фильма "Возвращение", который вскоре появится на экранах. В фильме задействован и вертолет, и самолет части. Часть фильма снимали в местной санчасти.
- С санчастью получилось интересно. К нам подошли и попросили для картинки немного пообрывать обои, чтобы обстановка выглядела более драматичной, - делится Олег Михайленко. - Начальник санчасти начал переживать. Говорит: "Вы что? Сейчас все палаты нам поразламывают. А потом где их искать?" Едва съемочная группа уговорила, пообещали, что все починят. После съемок они и обои новые поклеили, и окна покрасили... Мы еще потом шутили, что жаль не по всем палатах прошлись. Начальник санчасти, как увидел наведенный марафет, сразу стал более лояльным к кинематографу. Теперь палаты, где проходили съемки, у нас - образцово-показательные.
Сейчас военные авиаторы заняты целым рядом задач: международные учения, полеты, подготовка молодых летчиков, ротации на Восток... Кажется, что в таком ритме отнюдь не до кинематографа. Но, услышав о возможном продолжении сериала, дружно пожелали одного: чтобы снова хоть несколько сцен снимали на родном аэродроме Киевской области.
P.S. Между тем, в России хотят запретить показ сериала "Чернобыль". Там в фильме о трагических событиях 86-го усмотрели антисоветскую пропаганду. Как говорится, выводы делайте сами ...
Анастасия Олехнович, Информагентство Минобороны «АрмияInform» (Винница)