В РФ начали разработку аналога американского самолета непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя AC-130 на базе транспортника Ан-12.
Однако уже на этапе проектирования возникает вопрос о жизнеспособности проекта.
Об этом сообщает Defense Express со ссылкой на источники в русскоязычном сегменте Интернет.
«Открытая ОКР (опытно-конструкторская работа) на разработку летающей батареи - самолета непосредственной поддержки войск на поле боя, аналогичного американским «ганшипам» AC-130. Как летучая лаборатория будет использован военно-транспортный самолет Ан-12 с двумя пушками калибра 57 мм», - сообщил источник в ОПК журналистам на форуме «Армия-2019», добавив, что самолет также планируется вооружить пушками меньшего калибра и автоматическими гранатометами.
Напомним, самолет непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя Lockheed AC-130 Spectre является вооруженной модификацией транспортника C-130 «Геркулес». Современной модификацией является AC-130W Stinger II, который вооружен одной пушкой 30-мм GAU-23/A калибра 30-мм и одной пушкой М102 калибра 105-мм, которые располагаются по одному из бортов самолета.
Отличительной особенностью «ганшипа» или летучей батареи Lockheed AC-130 является наличие крупнокалиберной артиллерии (40-105 мм), которую невозможно установить на обычные штурмовики. Экипаж такого самолета составляет 12 человек. На сегодня самолеты семейства AC-130 используются командованием специальных операций ВВС США (на вооружении стоит 27 таких самолетов версий AC-130U Spooky, AC-130W Stinger II и AC-130J Ghostrider).
Стоит отметить, что самому «новому» Ан-12 в российской военно-транспортной авиации чуть меньше 50 лет. Из-за большого возраста и проблем с запчастями большая часть парка в 69 машин находится «на приколе».
Заменить старые Аны собираются турбореактивными Ил-276, которые более известны как МТЛ (многоцелевой транспортный самолет). Такие самолеты разрабатываются с 2001 года, и в свое время в проекте по их созданию участвовала Индия (вышла из проекта в 2017 году). Представители ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) после этого пообещали, что первый Ил-276 должен подняться в воздух в первом квартале 2023-го года. Старт серийных поставок запланирован на 2026 год.
Однако на данный момент самолет, разрабатываемый 18 лет, существует только в виде макета. Кроме того, у него есть много вопросов с двигателем. Так, первые самолеты планируют выпускать с турбовентиляторным двигателем ПС-90А-76 (выпускается с 2006 года и устанавливается на самолеты Ил-76), однако он не устраивает заказчиков. В то же время новый двигатель ПД-14 пока не готов.
Также не совсем понятно, как Ил-276 сможет заменить Ан-12 в роли «ганшипа». Хотя самолеты имеют схожие габариты и грузоподъемность, из-за использования различных двигателей их скорость существенно отличается. Так, американский АС-130 имеет скорость 480 км/ч, Ан-12 - 570 км/ч (крейсерская), в то время как Ил-276 - 800 км/ч. Высокие скорости при стрельбе бортом будут явно лишними, и вряд ли система, которая будет нормально работать на Ан-12, будет эффективно стрелять на Ил-276.
Сравнительно подходящим по скорости должен быть новый легкий транспортник Ил-112В (крейсерская скорость 450-500 км/ч). Однако этот самолет тоже пока далек от серии, а его вес и габариты вдвое меньше, чем у Ан-12. Итак, наработки, которые будут достигнуты на украинской машине, для него станут бесполезными из-за слишком значительные расхождения в ТТХ.
Таким образом, анонсированные планы российских производителей по созданию летучей батареи на базе Ан-12 напоминают скорее очередную пиар-акцию или банальный «распил» денег на заранее мертворожденный проект.