Этот самолет мог погибнуть, не отрываясь от земли. Год назад его чуть было не разрезали на металлолом. Ту-144 - достояние мировой авиации - оказался в руках частной фирмы, готовой избавиться от него, как от ненужного хлама. 10 миллионов рублей на выкуп машины собирали всем миром: власти Жуковского и Подмосковья, летчики - Герои Советского Союза и России.
Для Валерия Поклада в этой стальной птице - весь смысл его жизни. В 70-е в КБ Туполева он руководил летными испытаниями. Говорит, что до сих пор ничего равного Ту-144 в пассажирской авиации нет.
"Уровень этого самолета был настолько высок, что мне кажется, некоторые отрасли промышленности до сих пор или живут на этом уровне, или пытаются до него дотянуться", - говорит заместитель директора Жуковской летно-испытательной базы Валерий Поклад.
Потолок набора высоты составляет 20 тысяч метров, крейсерская скорость – 2,5 тысячи километров в час. Самый быстрый самолет для самой огромной державы. Он опередил свое время, но оказался слишком неэкономичным даже по советским меркам. Это и решило судьбу Ту-144.
Было выпущено 16 подобных машин. До наших дней дошли 7. Из них лишь одна стала музеем, да и то в Германии. Но именно этот экземпляр сохранился лучше всех. Он был последним в серии и налетал менее 40 часов.
Этот самолет достраивали в 84-м уже после того, как было принято решение о закрытии всего проекта "Ту-144". Единственная из оставшихся машин, которая до сих пор способна летать. На ней отрабатывали посадку с выключенными двигателями будущие пилоты "Бурана".
"Самолет находится в таком состоянии, что в руках специалистов он вполне функционален. Можно запустить, в том числе и двигатель, и выполнить руление по полосе", - подчеркнул заслуженный штурман-испытатель, Герой России Геннадий Ирейкин.
Это предполагается сделать уже во время ближайшего авиа-космического салона в Жуковском. В дальнейших планах - превратить самолет в музей. Внутри разместятся сразу несколько экспозиций. Посетители смогут почувствовать себя и пассажирами, и пилотами сверхзвукового лайнера.
"Будет размещен кинозал, размещен стенд виртуального пилотирования, где можно будет поуправлять самолетом, а также кабина и зал для VIP-персон", - пояснил руководитель работ по созданию музея "Ту-144" Валерий Полищук.
Самолет предполагается поставить над центральным входом в Туполевскую фирму. Причем не на вечный прикол - разрабатывается такая конструкция постамента, которая позволит без проблем поднимать и спускать 100-тонную махину для участия в авиашоу. Летчики не теряют надежды, что однажды Ту-144 сможет снова отправиться в полет, сообщают "Вести-Москва".
Источник: www.vecherniy.kharkov.ua