Сколько времени нужно команде пожарных, чтобы добраться в любую точку аэропорта?
Чем заняты спасатели в аэропортах в штатном режиме? Сколько километров в месяц проезжает пожарная машина в аэропорту? Ответы на эти и другие вопросы о пожарной безопасности в аэропортах - далее.
Немногие посетители аэропортов задумываются о чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти в любую секунду. Как правило, люди хотят получать только позитивные эмоции от авиапутешествий, пить кофе на высоте в 11 км, слушать любимую музыку, а не переживать о том, успеет ли пожарная команда аэропорта освободить их из горящего самолета с полными баками топлива, который только приземлился на полосу или выкатился за нее после неудачного разбега.
Несмотря на сотни красочных коммерческих услуг и праздничную атмосферу, которая царит в аэропортах по всему миру, в каждом из них находятся пожарные и спасатели. Их главной задачей является контроль безопасности авиаперелетов и ликвидация экстренных ситуаций, которые могут произойти даже в самых технологичных аэропортах мира.
Тем не менее, пожарным редко достаются лавры в аэропортах, и заметить боксы с красными грузовиками на отшибе взлетно-посадочной полосы (ВВП) смогут только самые внимательные пассажиры во время выруливания самолета и его подготовке ко взлету.
В рамках спецпроекта с компанией MAN мы узнали, как работают пожарные в аэропортах, а также пообщалось с инженером-механиком пожарного автомобиля в Международном аэропорту Одесса.
Зачем нужны пожарные в аэропортах?
Пожар на борту самолета является одной из самых опасных ситуаций в авиации. Даже если членам экипажа удастся установить источники возгорания и принять все необходимые меры безопасности для пассажиров - команда пилотов, стюардов и стюардесс не в состоянии самостоятельно потушить сильный пожар.
Наиболее распространенными причинами пожаров в самолетах являются появление огня в салоне, возгорания двигателей, а также скрытые от экипажа источники огня. Если при загорании двигателей или непредвиденном пожаре в салоне авиалайнера у пилотов и их команды есть инструкции и инструменты для решения подобных экстренных случаях, то скрытый огонь может сделать всех людей на борту самолета заложниками, которые не в состоянии что-либо изменить.
Причинами скрытого огня могут быть как сбои в электрических системах самолетов, которые спрятаны в обшивке фюзеляжа, так и возгорания в багажном отсеке лайнера. Как только пассажиры или члены экипажа замечают дым либо видят огонь напрямую - об этом узнает командир воздушного судна, который обязан немедленно развернуть самолет на посадку в ближайший аэропорт, где ко времени их посадки уже должны освободить полосу и подготовить все необходимое для работы спасателей.
Кроме этого, экстренные ситуации могут произойти непосредственно перед взлетом или во время посадки самолетов. Выкачивание лайнера за ВВП часто сулит его столкновением с другими объектами. Поскольку при взлете в широких крыльях гражданских самолетов расположено огромное количество топлива - любое нарушение герметичности баков является чрезвычайно пожароопасным.
Ну, а самым серьезным источником возгорания при посадке является неисправное шасси. Даже в нормальных условиях колеса самолета поддаются высокому трению и повышенным температурам, а в случае неправильной работы или малейшей поломки могут за несколько мгновений превратить днище самолета в спичку, которая вот-вот сверкнет о наждак полосы.
Что делают пожарные в аэропортах?
Современная гражданская авиация является одной из самых безопасных транспортных сфер. Тем не менее, это не означает, что работа пожарных в аэропортах - это что-то сродни присматривания за детьми на детской площадке.
Согласно регламенту Международной организации гражданской авиации ICAO, в каждом аэропорту должны находиться команды пожарных-спасателей. В зависимости от масштабов и загруженности аэропорта, эти команды могут быть разделены на несколько пожарных частей и боксов для спецтехники, которые расположены в разных зонах терминалов.
Благодаря официальному сервисному техническому обслуживанию, организацию ремонта автомобиля берет на себя компания MAN Truck&Bus, освобождая спасателей в местном аэропорту от дополнительных хлопот.
В составы самых больших аэропортов могут входить более сотни пожарных сотрудников, которые дежурят по несколько десятков специалистов за смену. Пожарная безопасность в аэропортах обеспечивается круглосуточно, поэтому процессы подготовки техники и тренировка пожарных перед экстренными ситуациями проходят во время реальных дежурств команд, которые в любую секунду готовы выехать навстречу опасности.
По нормам ICAO, пожарные должны достигать любой точки в аэропорту за три минуты. Для этого команды спасателей проводят плановые учения с разными масштабами и периодичностью, в зависимости от конкретного аэропорта.
Во время дежурства на сменах в аэропортах, пожарные отвечают за проведение профилактических мер пожарной безопасности, составляют планы по пожарозащите, а также обеспечивают техническую подготовку командного пункта и непосредственно пожарной спецтехнике.
Какую роль играет техника в пожарной безопасности аэропорта?
Во время подготовки этого материала мы пообщались с несколькими действующими пожарными, и узнали их точку зрения по поводу корреляции качества техники с профессиональными навыками спасателей, а также влияния разных типов пожарных машин на успех спасательной операции.
Наши респонденты сошлись в мнении о том, что соотношение влияния профессионализма и высококлассной техники составляет ровно 50% на 50%: по их словам, неопытному специалисту не помогут даже самые продвинутые автоматизированные системы, а сбой или внезапная поломка ключевого пожарного оборудования сделает бессильным любого спасателя.
К сожалению, такие сбои и поломки в Украине - не редкость. Большинство муниципальных и государственных служб все еще используют старую советскую технику, которую невозможно обслуживать на официальном сервисе, и которая может подвести в наиболее критичный момент.
Одними из первых в Украине избавиться от мазутного советского наследия и постоянных проблем со спасательной техникой решили в Международном аэропорту Одесса: ровно год назад руководство аэропорта приобрело новый пожарный автомобиль на базе трехосного шасси MAN TGS 33.440 с застройкой украинского производителя спецтехники ТИТАЛ.
Инженер-механик Сергей Хромцов из одесского аэропорта работает на новой пожарной машине уже несколько месяцев и говорит, что такую технику невозможно сравнивать с тем, на чем спасатели ездили ранее, - слишком велика разница во времени и в технологиях.
«Новый спасательный автомобиль выезжает несколько раз в неделю для обеспечения безопасности во время заправки самолетов, слава богу никаких чрезвычайный инцидентов пока не происходило. В среднем, в месяц машина проезжает всего 30-40 км», - говорит Сергей Хромцов.
Благодаря официальному сервисному техническому обслуживанию, спасатели в местном аэропорту освобождены от бремени ремонта автомобиля и дополнительных хлопот, связанных с этим.
Но и это не главное, ведь с помощью современных технологий, которыми немецкий производитель комплектует различную пожарную технику на основе усовершенствованных шасси своих грузовиков, - работа пожарных стала гораздо проще и эффективнее.
«Ранее мы работали на аэродромном пожарном автомобиле на основе модели тяжелого грузовика МАЗ. В сравнении с новой компактной машиной - это две огромные разницы. Теперь все делается с кабины, только пена подается сзади», - объясняет инженер-механик из аэропорта Одессы.
Возможно, после одесского примера, вскоре все больше украинских городов будут использовать качественные и надежные пожарные автомобили, которые не только позволят экономить деньги на своей эксплуатации, но и помогут спасателям применять свои профессиональные навыки с полной уверенностью в том, что техника не подведет в нужный момент.