Несмотря на обещания Владимира Зеленского избавиться президентских самолетов, ни одно воздушное судно так и не выставили на продажу. Для обслуживания государственных делегаций привлекают еще и частные компании.
"Насколько я знаю, там два самолета. (...) Три? Продать. Ну, конечно, продать к чертовой матери", - так радикально высказывался об авиафлоте главы государства весной этого года тогда еще кандидат в Президенты Владимир Зеленский в интервью изданию "РБК-Украина". На вопрос журналиста, будет ли он летать рейсовым самолетом, Зеленский ответил, что хотел бы. Уже после победы на президентских выборах Владимир Зеленский в июле действительно слетал из Киева в Одессу и обратно рейсовыми самолетами авиакомпании "Международные авиалинии Украины", о чем свидетельствуют многочисленные фото с главой государства пассажиров этого рейса. А вот на официальные встречи, в том числе и в свой первый зарубежный визит в Брюссель, Зеленский полетел уже президентским самолетом. На первую встречу с президентом Турции Реджепом Эрдоганом в Анкару украинский президент тоже летал государственным авиасудном.
Пока без продажи
Полеты первых лиц государства в Украине обеспечивает Государственное авиационное предприятие (ГАП) "Украина", которое подчиняется Государственному управлению делами (ГУД). На балансе ГАП "Украина" сейчас находится семь воздушных судов: самолеты A-319-115, Ан-74ТК-300Д, Ан-148-100В, два вертолета Ми-8МТВ-1 и два самолета Ил-62М. Два последних - выведены из эксплуатации, а один из вертолетов не выполняет полетов по техническим причинам.
Такие данные привел временно исполняющий обязанности директора ГАП "Украина" Олег Крайний, отвечая на запрос DW. Он отметил, что сейчас для перевозки высших должностных лиц государства предприятие использует три самолета и один рабочий вертолет. Суда привлекаются в соответствии с дальностью полета и количеством пассажиров.
Сейчас о распродаже президентских самолетов пока никто не говорит. "Государственное авиационное предприятие" Украина "не инициировало выставление на торги для продажи воздушные суда, которые эксплуатирует. Вместе с тем совместно с Государственным управлением делами прорабатывается вопрос о передаче в управление другим органам государственной власти самолетов, выведенных из эксплуатации", - отмечает Олег Крайний в ответе на запрос. При этом он не уточнил, кому именно и с какой целью будет передана устаревшая техника.
"Роза ветров"
По словам Крайнего, ГАП "Украина" не хватает самолетов собственного авиапарка для выполнения литерных рейсов, поскольку воздушные суда для таких рейсов, в соответствии с требованиями законодательства, периодически находятся на техническом обслуживании. Литерные авиарейсы - это полеты, которые выполняются для перевозки воздушным транспортом всех высших должностных лиц Украины, а не только Президента, а также глав государств и правительств зарубежных стран, пересекающих украинское воздушное пространство.
ГАП "Украина" привлекает к литерным перевозкам частные компании. В начале августа предприятие через систему ProZorro заключило договор с ООО "Авиационная компания "Роза Ветров" (Windrose). Контракт на 35 миллионов гривен на среднемагистральные перевозки заключили по итогам переговоров, поскольку эта компания была единственной, которая подала свою заявку на тендер. Ранее эта же компания заключила с ГАП "Украина" договор на ближнемагистральные перевозки за 9,6 миллиона гривен.
Украинские СМИ связывают авиакомпанию "Роза Ветров" с финансово-промышленной группой "Приват", совладельцем которой является Игорь Коломойский. В государственном реестре юрлиц учредителями компании числятся ООО "Райдел" (Киев), ООО "Феста", "Ренли" (Днепр) и две кипрские компании Bregenzer Limited и Perfekciy. "Роза Ветров" преимущественно занимается организацией и выполнением чартерных, корпоративных, туристических и VIP-рейсов.
Координатор проекта "Наши деньги" Юрий Николов, который исследует такие тендеры, считает, что сейчас к госзакупке нет претензий. Если дважды на тендер приходил только один продавец услуги, то на третий раз с ним заключают договор путем переговоров. "Хотя в Украине могут быть негласные договоренности, чтобы на тендер не заходили посторонние игроки. То, что сейчас от других авиакомпаний не было предложений или замечаний к условиям тендера, свидетельствует, что на этот раз, вероятно, не было заговора. Но будем дальше следить", - отмечает Николов. Он также обратил внимание на то, что "Роза Ветров" выполняла подряды для ГАП "Украина" еще при президенте Петре Порошенко в 2018 году.
Частные авиакомпании - не самый дешевый вариант
Эксперт транспортной отрасли, бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава считает: если авиафлот ГАП "Украина" будет распродан, а для литерных перевозок привлекать частные компании, то это ударит по налогоплательщикам. По информации ГУД, на содержание Государственного авиационного предприятия "Украина" в 2019 году запланировано почти 231 000 000 гривен, из которых, по состоянию на первое августа, выделено 140,5 миллиона гривен.
"Съем частных самолетов - это в разы дороже, чем иметь в распоряжении государственных воздушные суда. Западный опыт свидетельствует, что в европейских странах есть подразделения и государственные самолеты для авиаобслуживания первых лиц государства", - говорит Кава. Он уверен, что, несмотря на свои обещания, Владимир Зеленский не станет распродавать государственные самолеты, которыми активно пользуется уже третий месяц своего президентства. "Летать рейсовыми самолетами - это такое же пустое предвыборное обещание Зеленского, как и перенос Офиса президента из центра Киева. Обычный пиар", - говорит Александр Кава.