В РФ разгорелся конфликт за право возглавить проект «Воздушный старт» на завершающем этапе. Кроме того, продолжается выяснение отношений с украинскими партнерами. Тем временем, международные корпорации готовятся захватить перспективный сегмент аэрокосмического рынка.
Разворачивается спор вокруг украинско-российского проекта «Воздушный старт» - запуска ракет с борта Ан-124 «Руслан». Вместо авиакомпании «Полет» на первые роли претендует ракетный центр «КБ им. Макеева». Смена главных исполнителей с российской стороны, по мнению экспертов неизбежно приведет к новым отсрочкам в осуществлении проекта.
Смена ведущих организаций в «Воздушном старте» подается под вполне благородным предлогом. Генеральный директор государственный ракетный центра (ГРЦ) «КБ им. Макеева» Владимир Дегтярь отмечает, что проект уже выходит на финишную прямую. «Разработан бизнес-план и технико-экономическое обоснование проекта, а также организационные документы, необходимые для завершающегося в настоящее время с зарубежными партнерами переговорного процесса по инвестициям в проект и развертыванию работ по созданию наземного комплекса «Воздушный старт» на аэродроме на острове Биак в Индонезии», - говорит В.Дегтярь.
Однако, заявляя о перспективах проекта инициаторы не сильно акцентируют внимание на том факте, что меняются первые лица. Если ранее на всех презентациях фигурировала авиакомпания «Полет», то теперь выясняется, что вместо нее будет центр им. Макеева – главный разработчик космической составляющей для «Воздушного старта». Более того, подготовлено и проходит согласование в Минэкономразвития РФ проект распоряжения Росимущества по передаче четырех Ан-124 «Руслан» для осуществления транспортировки изделий ракетно-космических объектов в рамках «Воздушного старта» в хозяйственное ведение ГРЦ, как головному разработчику проекта.
Таким образом, реализация проекта будет тормозится за счет дополнительных согласований и оформления документов. Причем, вероятно, что «тормоз» будет вполне реальный - «Полет» так просто своих позиций не уступит. За плечами авиакомпании уже не один десяток судебных разбирательств с Минобороны за четыре «Руслана», которые были переданы авиакомпании для использования в рамках проекта.
Как только предварительная проработка была выполнена, командование российских ВВС преисполнилось решимости забрать «свои» Ан-124 из «Воздушного старта» и передать их в аренду одной из частных авиакомпаний. Мотивировка такого решения была следующей. С конца 90-х гг. этот проект фактически топчется на месте. Машины перевозчику передали, тот, в свою очередь, их использует в коммерческих целях. Т.е. фактически зарабатывает деньги на научные разработки по «Воздушному старту». Но вот с практической реализацией – запуском спутников дело все никак не сдвигается с мертвой точки. Поэтому военные и решили забрать машины. Впрочем, авиакомпания сумела отбить атаки.
Однако это не ускорило продвижение проекта: первый запуск ракеты планировался еще на 2005 г. Сейчас речь уже идет о 2009 г. Россияне объясняли проволочки необходимостью конструктивных доработок системы запуска ракеты. Ранее предполагалось, что ракета будет десантироваться при помощи специальных вытяжных парашютов. Однако, во время испытаний выяснилось, что при этом возникает опасная вибрация самолета. Антоновцы предложили заменить парашюты т. н. минометным стартом: при помощи пневматических систем ракета выстреливается из самолета. Такие же системы установлены на подводных лодках. После ряда испытаний была подтверждена перспективность метода.
Но и это не ускорило ход дела. Между тем по утверждению президента «Воздушного старта» Анатолия Карпова, на доведение проекта необходимо всего $120-130 млн.
Проволочки эксперты объясняют поисками россиянами новых инвесторов. Косвенно это подтверждается очередным раундом переговоров между Россией и Индонезией. Дело в том, что для запуска ракет необходим базовый аэродром на экваторе. Именно такой порт выразила готовность предоставить Индонезия.
Эксперты утверждают, что появление нового партнера в проекте означает «ужимание» доли других участников. Не сложно догадаться, что вероятнее всего, это затронет Украину. На АНТК им. Антонова на это отвечают, что без сотрудничества с их КБ россияне не смогут завершить проект. Кроме того, Украина начала собственный поиск иностранных партнеров. Сразу же после завершения очередного раунда переговоров между Россией и Индонезией, украинская сторона провела переговоры и подписала протокол о намерениях с министерством обороны Турции и местной компанией «Рокетсан». Анкара не так давно объявила о своих космических амбициях и планах по созданию собственного космодрома. Как один из возможных вариантов сотрудничества рассматривается и «Воздушный старт».
Причем, наиболее радикально настроенные эксперты считают, что не исключается отсутствие в этом проекте России. Кстати, совсем недавно Киев посещали представители американской аэрокосмической корпорации Boeing, которые обсуждали перспективы восстановления производства «Русланов» и расширению сфер применения этих уникальных самолетов. Конечно, без участия российских предприятий и авиакомпаний не обойтись, но в случае если в проекте будет участвовать лидер мирового авиастроения, то переговоры между украинскими и российскими партнерами будут вестись уже другом уровне. При этом западные инвестиции могут существенно ускорить продвижение проекта и не исключено, что первые запуски «Воздушного старта» состоятся уже в следующем году, а не в 2009 г., как это прогнозируют россияне.
Надо отметить, что в самой России существует серьезная оппозиция по отношению к «Воздушному старту». В 2006 г. между компанией Space Adventures и КБ Мясищева был подписан контракт по организации полетов для космических туристов на борту еще одного советского уникального самолета М-55 «Геофизика».
Еще один вариант «Воздушного старта» Россия рассчитывает реализовать при участии Казахстана. Проект называется «Ишим». Планируется, что ракеты будут запускать с высотного перехватчика МиГ-31. Правда, в этом случае вес космических аппаратов, выводимых на орбиту, будет меньше, чем в украинско-российском варианте - до 200 кг против 4 т. Однако и стоит данный проект гораздо меньше и реализовать его можно гораздо быстрее: у Казахстана на вооружении есть два специальных перехватчика доработанных еще в 1987 г. под запуск специальной ракеты.
Между тем пока Украина и Россия конкурируют за первенство в проектах, США год назад осуществили запуск ракеты-носителя воздушного базирования «Пегас» с тремя космическими аппаратами. Запуск ракеты был осуществлен со специально оборудованного бомбардировщика Б-52 над Тихим океаном. По данным открытых источников, твердотопливная трехступенчатая РН семейства «Пегас» весит 18 т. Она подвешивается под правое крыло самолета-носителя на стандартной подвеске, которая ранее использовалась для запусков экспериментальных самолетов Х-15. Как считают в США, данный тип носителя может составить серьезную конкуренцию традиционным запускам и если Украина и Россия не договорятся, мощные мировые корпорации довольно быстро вытеснят их с рынка. В такой ситуации излишняя конкуренция между двумя странами играет на руку западным конкурентам.
Источник: www.ugmk.info