В 2014-м у самолета восстановили летную годность, а сейчас он нуждается в капитальном ремонте в условиях авиапредприятий. Авиаторы части надеются, что ситуация 2005 года не повторится.
Он мог заржаветь где-то в утилизационном цехе, остаться сухими строками в архивных документах, возможно, стать музейным экспонатом или техническим памятником. Но этому Ан-26 повезло. Ровно пять лет назад он получил вторую жизнь, только теперь в новом статусе - народно-волонтерском. Ведь участие в его возрождении принимали и волонтеры «Крыльев Феникса», и простые граждане со всех уголков Украины.
Сейчас «народный» самолет постоянно используют военные. Простоя техники не бывает. «Везунчик» сторицей отблагодарил за каждую минуту потраченного на него времени, активно выполняет задачи по перевозке груза и пассажиров. А красноречивее всего о нужности «Везунчика» говорит статистика. Более 1200 посадок за 5 лет и почти полторы тысячи часов налета!
А начиналось все совсем не так положительно. Этот Ан-26 - самолет не новый. Он жил своей рабочей жизнью, начиная с 1979 года. Летал, перевозил грузы. А в 2005 году поднялся в небо в последний раз перед долгим перерывом - его перегоняли из Жулян в Борисполь. За 9 лет, которые он простоял в распоряжении воинской части до своей «реинкарнации», он нередко становился «донором» для других машин. Понемногу снимали то одну деталь, то другую. Поэтому объем работы был достаточно большим.
- С началом боевых действий руководством Воздушных Сил была поставлена задача пересмотреть состояние законсервированных самолетов и возможность их восстановления. Сначала 05-й борт даже не рассматривали как кандидата. Главной проблемой была нехватка средств. Но после переговоров командование согласилось на эксперимент - восстановление самолета за счет общественности, и механизм заработал.
Кропотливая работа совсем не пугала военнослужащих. К восстановлению самолета приобщился абсолютно весь инженерно-технический состав авиационной эскадрильи и ТЭЧ авиационной техники.
Установили более новые двигатели, сняли и отправили на авиаремонтный завод винты, полностью демонтировали неисправное авиационное оборудование. Большой проблемой стал съеденный коррозией киль самолета. Впервые в части техники выполнили его замену. Много различных элементов было заменено на новые или заимствовано с самолетов-доноров, на это ушел почти месяц. На отлично сработали ребята из ТЭЧ, работа кипела с утра до самой темноты.
Интернет взорвался после того, как там появились первые фото самолета в окрашенном состоянии. Дело в том, что впервые на самолете типа Ан-26 был применен «пиксельный камуфляж». Эту идею внедрил в жизнь большой поклонник авиации, руководитель авиамодельного кружка штурман 1-й эскадрильи майор Роман Родионов. Он разработал схему нанесения рисунка, нашел поставщиков краски, организовал работу бригады авиационных художников. За пять суток в условиях аэродромной стоянки они абсолютно безвозмездно покрасили самолет, так ребята хотели выполнить свой гражданский долг. Результат превзошел все ожидания!
Когда самолет впервые подняли в небо, на глаза заслуженных военных навернулись слезы счастья. Амбициозная идея переросла в конкретный результат. Несмотря на то, что многие работы были выполнены "за спасибо", было потрачено около 400 000 гривен. Волонтеры рассказывают, что поступало как по пятьдесят, сто гривен, так и по десять тысяч. Средства присылали из разных уголков Украины и мира.
Поэтому этот «Везунчик» действительно оказался везучим. Однако в 2014-м самолету вернули летную годность, а сейчас он нуждается в капитальном ремонте в условиях авиапредприятий. Уже 5 лет он летает благодаря ресурсу, который в него вложили золотые руки техников и забота украинских патриотов. А авиаторы части очень надеются, что ситуация 2005 года не повторится.