03.09.19 

ImageВ августе этого года, во время плановых реставрационных работ, работниками Государственного музея авиации им. О.К.Антонова была восстановлена ​​оригинальная схема раскраски вертолета Ми-1, в которой он экспонировался со времен открытия музея.

Ми-1 - первый советский серийный вертолет, разработанный конструкторским бюро Миля в конце 1940-х годов. Первый полет состоялся 20 сентября 1948, эксплуатация началась с 1950 года, выпущено более 2 тысяч машин в различных модификациях. По факту, Ми-1 стал первым многоцелевым вертолетом СССР. Им перевозили почту, использовали в сельском хозяйстве и геологической разведке.

Разработка началась почти сразу после окончания Второй Мировой войны, когда Миль представил план экспериментального вертолета ГМ-1 (Геликоптер Миля) на трех человек с одним несущим винтом и тремя лопастями. Ми-1 создавался изначально как связной. Первые три опытных вертолета строились на заводе в Киеве, впервые в небо исследовательский вариант поднялся 20 сентября 1948 под управлением М.К.Байкалова. Потом - еще несколько полетов на скорости 50-100 км/ч. В целом, ГМ-1 показал неплохие маневренные качества и устойчивость к ветру. Максимальная достигнутая при тестах скорость - 170 км/ч.

Военные тоже приняли машину, но попросили уменьшить вибрацию и упростить управление и наземную эксплуатацию. ГМ-1 прошел ряд специальных тестов в горах и в сложных метеоусловиях. Он хорошо садился на авторотации, хотя были случаи, когда контроль терялся, и Ми-1 начинал вращаться против хода винта. Это, как правило, было при сильном боковом ветре и приводило к авариям.

После всех испытаний была заказана первая серийная партия из 15 вертолетов ГМ-1 уже под названием Ми-1. Впрочем, реальные поставки задерживались до 1951 года, когда машину показали Сталину. Важную роль сыграла информация об успешном использовании американцами вертолетов на Корейской войне.

 

Выпускали Ми-1 на нескольких заводах России, а позже - в Польше, где и была выпущена львиная доля машин. Ми-1 имел семицилиндровий поршневой двигатель АИ-26В мощностью 423 кВт (580 л.с.) с редуктором и вентилятором для охлаждения. Двигатель запускали с помощью сжатого воздуха, и это было проблемой: часто пилоты не могли вылететь на Ми-1 с какого-либо удаленного района именно из-за этого его недостатка. Максимальная скорость - 185 км/ч, практическая дальность - 430 км, практический потолок - 3,5 км, статический - 2,7 км.

Ми-1 использовали в различных отраслях: в подразделениях армейской связи и подготовки экипажей, в авиационных учебных заведениях. С февраля 1954 года Ми-1 начали использовать в гражданской авиации, в частности в "Аэрофлоте" в паре с новым средним вертолетом Ми-4. Ми-1 установил 27 мировых рекордов с 1958 по 1968 годы, в частности: скорости 210 км/ч, высоты - 6,7 км и дальности полета в 1654 км. 11 рекордов было установлено женщинами. На 1995 год в армиях мира были задействованы 150 вертолетов Ми-1. Модификация Ми-1В была задействована в конфликтах в КНР, Египте, Сирии, Йемене, Ираке и на Кубе.

На базе варианта Ми-1м были созданы военные версии с турбореактивными снарядами ТРС-132, пулеметами Калашникова, 100 кг бомбами. Также Ми-1 планировался как первый в СССР вертолет с противотанковой установкой "Фаланга" с управляемыми ракетами ПТУР 3М-11, но в серию такая модификация не пошла. Была идея сделать из Ми-1 "охотника на подводные лодки" или палубный вертолет, но низкая мощность двигателя не позволила это сделать.