Конфликт между поставщиками топлива и авиационными компаниями, который длится уже около полугода, снова перешел в стадию открытого противостояния. На фоне очередного снижения экспортных пошлин на российскую нефть, поставщики авиатоплива снова поднимают цены. В свою очередь украинские авиаперевозчики безнаказанно продолжают практику отмены рейсов.
В первый день апреля у «АэроСвит» вновь возникли проблемы с поставками топлива. Согласно информации пресс-службы авиаперевозчика, компания «Кребо-Авиасервис» отказалась заправлять самолеты «АэроСвита», из-за чего, чтобы восстановить график полетов, перевозчику пришлось закупить 400 т горючего у американской компании «Ворлд Фьюел Сервис».
Напомним, что споры ведущих авиаперевозчиков, базирующихся в международном аэропорту «Борисполь», с компаниями-поставщиками топлива возник в конце 2006 г. В ноябре прошлого года две трейдерские компании решили синхронно поднять стоимость на поставляемый авиационный керосин для «МАУ» и «Аэросвита». Свою позицию они аргументировали тем, что цена для последних является ниже чем для европейских и даже для украинских региональных компаний.
В свою очередь, авиаперевозчики обвинили трейдеров в злоупотреблении монопольным положением, выражающемся в попытке необоснованно повысить цены на авиатопливо на 35-40%. На фоне стремительного падения мировых цен на нефть и снижения российских экспортных пошлин аргументы поставщиков выглядели неубедительными, и вопрос о повышении стоимости был заблокирован с помощью правительственного лобби украинских авиаперевозчиков.
В конце января 2007 г. топливные трейдеры снова заявили о намерении повысить цены на свою продукцию. На этот раз, отказ от используемой ранее формулы расчета стоимости топлива и установление новых повышенных цен заправочные компании объяснили, прежде всего, изменением условий работы и появлением новых посредников на рынке авиакеросина, а также невозвратом НДС и, как следствие, возникновением дополнительных расходов. Однако, как показывают финансовые отчеты компаний-поставщиков, рентабельность их деятельности при влиянии всех вышеперечисленных факторов продолжает демонстрировать стремительный рост, что ставит под сомнение их доводы. Так, в 2006 г СП «Кребо» увеличило чистую прибыль на 43,4% (на 2,175 млн грн) по сравнению с предыдущим.
После недельного конфликта, вылившегося в отмену нескольких рейсов, на совещании в Минтопэнерго руководители украинских авиакомпаний и поставщиков горючего достигли договоренности, что в 2007 г. цена на авиационное топливо, как и прошлом году, будет рассчитываться на основе жесткой привязке к ценам на Роттердамской бирже.
Впрочем, несмотря на эту договоренность, а также контракта с «АэроСвитом» на поставки авиатоплива сроком до конца мая, 30 марта «Кребо-Авиасервис» в одностороннем порядке вышло из соглашения и перестало заправлять самолеты. В ответ «Аэросвит» отменил три рейса сообщением с Салониками, Одессой и Днепропетровском.
Разрешить конфликт в очередной раз взялся Н.Рудьковский. Он пообещал, что вопрос обеспечения горючим украинских авиакомпаний будет решен к 3 апреля. Время, за которое министр обещал развязать противоречие, уже истекло, однако информационная перепалка между сторонами продолжается. Сам же министр взял трехдневный отпуск и ушел протестовать на Майдан.
Неспособность Н.Рудьковского урегулировать конфликт связана, по всей видимости, с тем, что оба субъекта противостояния имеют за собой более весомую политическую поддержку. Как ранее сообщалось, к кризису на рынке авиатоплива может быть причастна компания «УкрГаз-Энерго».
Помимо этого, позицию трейдеров лоббирует глава Минтопэнерго Юрий Бойко. Интересно, что долгое время он был председателем правления «Укртатнафты», которая является одним из владельцев Кременчугского НПЗ. Как раз в период его руководства, существенная часть основных фондов предприятия была роздана частным структурам. Тогда же загадочное СП «Кребо» сумело взять в аренду несколько установок, которые производят авиационный керосин. Сейчас трейдеры, допущенные к инфраструктуре «Борисполя», поставляют топливо именно кременчугского производства.
Разгоревшийся конфликт является следствием тотальной коррупции в транспортной отрасли. Дело в том, что несмотря на фактическое наличие в национальном масштабе рынка поставщиков авиационного керосина, в Украине имеет место непропорциональное распределение «зон влияния». В частности, в крупнейшем аэропорту Украины доминирующие позиции занимают «Кребо-Авиасервис» и «ЛУК-Авиа Ойл», которые являются единственными поставщиками топлива. К слову, против монополизма двух компаний давно протестуют остальные российские компании.
Ценовой кризис можно было бы урегулировать рыночным способом, увеличив число компаний, имеющих доступ к инфраструктуре аэропорта. В частности «ТНК-ВР» давно пытается добиться возможности заправлять самолеты в «Борисполе», однако ни бывшее «оранжевое», ни нынешнее руководство никого больше туда не пускают. В данном контексте вызывает сомнения, что подобная ситуация сложилась естественным образом. Очевидно, что ограничение конкуренции в пользу определенных компаний сопровождалось «активной работой» представителей этих компаний с руководством аэропорта.
Вместо того, чтобы бороться коррупционной системой, которая позволяет злоупотреблять монопольным положением, правительство решило в очередной раз организовать диалог. На данном этапе отчетливо прослеживается тот факт, что переговоры между сторонами конфликта ведут их лоббисты в кулуарах правительства. Можно предположить, что позицию авиатранспортных компаний будут отстаивать Н.Рудьковский, А.Кинах и А.Клюев. Министр транспорта должен отстаивать интересы транспортников по должности, к тому же осведомленные источники утверждают о наличии личных бизнес интересов, которые в данный момент совпадают с интересами авиаперевозчиков.
Министр экономики А.Кинах, как показывает его деятельность, является одним из представителей интересов бизнес империи В.Пинчука, в сферу которой входит и «Аэросвит». Что же касается Клюева, то он априори является противником всех инициатив Бойко, поскольку не желает усиление его позиций в отечественном ТЭКе. В то же время, интересы поставщиков топлива, будут защищать Ю.Бойко и российские поставщики нефти. По всей видимости, именно по результатам этих договоренностей и будет определена формула цены на авиатопливо. Учитывая, что обороты рынка составляют приблизительно $50 млн, противостоянии будет достаточно жестким.
Источник: www.ugmk.info