Немного новостей в Украине, которые приобретают такого широкую международную огласку. Как только стало известно о возможной продаже ПАО «Мотор Сич» китайской компании, как незамедлительно последовала реакция Вашингтона.
Штаты отправили в Киев советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, который настойчиво убеждал украинскую власть не делать необдуманных шагов и учесть возможные последствия для целого ряда стран в случае завладения китайцами этим стратегически важным предприятием. КНР ограничилась же заявлением посольства.
Возникает несколько резонных вопросов. Что такое «Мотор Сич» сегодня, каково текущее состояние и потенциал предприятия? Чем заинтересовал китайцев этот производитель? Насколько продажа завода Поднебесной может осложнить отношения между Киевом и Вашингтоном?
«Мотор Сич» и войны будущего
По прогнозам экспертов, войны будущего будут преимущественно дистанционными, удары будут наноситься издалека, из-за пределов досягаемости средств ПВО-ПРО противника. Интересы стратегически и тактически важных пунктов на вражеской территории будет происходить только после уничтожения средствами воздушного нападения (авиация, крылатые ракеты, боевые дроны) его военного потенциала и критической инфраструктуры, сделав дальнейшее сопротивление невозможным.
Соответственно, для дистанционной войны понадобится немало высокотехнологичных средств доставки боезарядов, то есть авиационных платформ различного назначения. А это приводит приоритетное развитие авиации и ракетной техники как основных видов дистанционного уничтожения удаленных целей. В то же время воздушные платформы необходимые для эффективного решения ряда других задач, в том числе транспортировки войск и грузов, высадки десанта, ведения разведки, наблюдения и тому подобное.
На период распада СССР большая часть его мощного ВПК осталась в Украине. Уникальность ситуации в стране заключается в том, что она имеет все необходимые компоненты для развития собственного авиастроения - как военного, так и гражданского. Украина входит в семерку государств, способных создавать как самолеты, так и авиационные двигатели для них.
От ВПК бывшего СССР наша страна унаследовала ряд специализированных авиационных КБ, а также моторостроительных и авиационных заводов. Прежде всего это Моторостроительный завод «Мотор Сич» и Запорожское моторостроительное КБ «Прогресс» имени академика Ивченко. В 2007 году эти предприятия объединили в корпорацию «Научно-производственное объединение Ивченко».
«Мотор Сич» является одним из крупнейших в мире предприятий и единственное в Украине по производству, испытанию, сопровождению в эксплуатации и ремонту 55-ти типов и модификаций экономичных и надежных двигателей для 61-го вида самолетов и вертолетов различного назначения. На предприятиях группы «Мотор Сич» сейчас работает около 30 тыс. рабочих и инженеров. Продукция экспортируется в более чем 100 стран мира (при этом до войны доля РФ в структуре экспорта составила около 50%). Где-то 30-40% прибыли компания получала от продажи двигателя ТВ3-117 различных модификаций. Последняя из них - ТВ3-117-ВМА-СБМ1В. Этот аппарат не имеет аналогов в мире, ведь позволяет вертолету набирать значительных высот без остановок.
Если КНР - фактический союзник РФ - завладеет активами «Мотор Сичи», это будет совсем не на пользу Украине: Москва наконец получит возможность легального обхода существующих ограничений в сфере закупки украинских двигателей для собственного войска
Для ремоторизации штурмовиков Су-25, состоящих на вооружении ВС ВСУ, а также новых грузинских штурмовиков Ge-31 разработан новый двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-222-40 с тягой 4000 кгс. Среди перспективных разработок - двигатель АИ-9500Ф (9500 кгс), который может быть использован в боевой авиации и даже для истребителей V поколения, на которые сегодня переходят ВВС многих стран мира.
Учитывая то обстоятельство, что такие страны, как Турция, Япония, Южная Корея, Швеция активно работают над созданием своих версий самолетов V поколения, у нового украинского двигателя есть все шансы быть востребованным. Нельзя исключать, что это произойдет и в рамках совместной программы создания нового истребителя, ведь Украина имеет что предложить со своей стороны.
А углубление сотрудничества с той же Турцией в сфере боевой авиации уже дает первые результаты. Продолжается разработка тяжелого ударного беспилотника нового поколения Akinci, оснащенного украинскими турбовинтовыми двигателями производства ГП «Ивченко-Прогресс». БПЛА с боевой полезной нагрузкой до 1000 кг создается украинский-турецким СП в соответствии с требованиями вооруженных конфликтов XXI века. Аппарат предназначен для оснащения вооруженных сил Турции и Украины.
Вертолетная перспектива
Согласно оценке экспертов американской исследовательской компании Frost & Sullivan, спрос на вертолетную технику различного назначения в мире будет только расти. К 2022 году он достигнет более 13000 только гражданских машин, а это минимум 1200 единиц ежегодно.
Учитывая это, другим важным и достаточно перспективным направлением деятельности «Мотор Сичи» является производство собственных вертолетов. Ведь при наличии соответствующих мощностей и подготовленном персонале это было вполне логичным шагом с хорошими перспективами.
Поэтому в 2016-ом на предприятии создали собственное вполне современное производство вертолетов, закупили в США новейшее оборудование и приобрели в собственность два завода - Винницкий авиационный и Оршанский авиаремонтный (Беларусь).
Модернизированные компанией вертолеты Ми-2МСБ и Ми 8МСБ с новыми двигателями соответствуют самым высоким требованиям к технике такого типа и международным стандартам. Они также являются частью экспортных предложений Украины во время международных выставок. В 2016 компания заключила с Казахстанской компанией КАИ лицензионное соглашение о передаче технологий по модернизации вертолетов Ми-8 и капитального ремонта двигателей ТВ3-117ВМА.
И наконец, в рамках вертолетной программы «Мотор Сич» работает над созданием многофункциональных вертолетов «Надежда» и «Отаман».
Создание уже в 2018-2019 годах замкнутого цикла производства вертолетной техники является крайне важным с позиций усиления авиационной составляющей обороноспособности Украины. В противном случае нас настигнет угроза постепенной потери промышленного, а затем и оборонного потенциала, вследствие чего государство не будет способна защитить себя.
Китайский акцент
После разрыва ВТС и производственных связей с Россией ГП «Ивченко-Прогресс» и ОАО «Мотор Сич» активизировали деятельность на китайском направлении. В прошлом году сообщалось о планах совместного строительства в Чунцине (КНР) завода «для обслуживания авиадвигателей запорожского производства», а также о китайских намерениях инвестировать $ 250 млн в модернизацию производственных мощностей «Мотор Сичи» в Украине.
При этом «Ивченко-Прогресс» остается государственным предприятием и обладает правами на интеллектуальную собственность разработок (осуществляются за счет собственных средств), тогда как ПАО «Мотор Сич», занимается преимущественно серийным производством и обслуживанием авиадвигателей, реализацией вертолетной программы. Поэтому последнее находится в определенной зависимости от первого.
Наверное, как считают эксперты, китайцы не собираются ограничиваться лишь обслуживанием техники, поэтому в Чунцине они предпочли бы заниматься прежде всего изготовлением турбовальных вертолетных двигателей трех модификаций: Д-136, МС-500В и ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Именно этим эксперты объясняют заинтересованность Пекина в строительстве завода в Чунцине. Китайскую сторону также интересует перспектива налаживания производства на своей территории мощных двигателей Д-18Т, которыми сейчас оснащаются украинские Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия».
А если вспомнить заинтересованность китайцев в приобретении корпуса второго недостроенного самолета «Мрия», то вполне можно говорить о планах КНР по созданию тяжелых транспортных самолетов. Это ситуация, которая выходит на уровень компетенции правительства Украины, поэтому оно должно принимать стратегические решения на перспективу, а именно об этом речь идет о компании «Мотор Сич».
Китайская практика сотрудничества основном имеет целью постепенное получения для себя все преимущества, нивелирования влияния партнера и наконец подчинение под свой контроль как его интеллектуальной собственности, так и производственных мощностей. Особенно это заметно на постсоветском пространстве.
В 1995 трое китайских военных разведчиков, которые прибыли в Днепропетровск и действовали под прикрытием одного из научных учреждений КНР, получили от двух бывших сотрудников КБ «Южное» материалы по разработок двигателей для баллистических ракет и новых видов ракетного топлива.
В СБУ это расценили как попытку прямого нарушения китайскими гражданами режима контроля за ракетными технологиями. Деятельность шпионов была вовремя пресечена. Их задержали с поличным, а все полученные материалы изъяли. Несмотря на вмешательство Посольства КНР в Украине, которое призывало отпустить соотечественников и даже вернуть им конфискованные материалы (!), Иностранцев выдворили за пределы Украины. Однако тогдашний президент Леонид Кучма, чтобы замять скандал, отыгрался на контрразведчиках и, вместо поощрения за тщательное выполнение своих обязанностей, наказал их.
Известным примером является также многоходовая операция китайской разведки в конце 1990-х годов по приобретению в Украине почти за бесценок (по стоимости лома) недостроенного авианосца «Варяг». Была использована целая комбинация официальных и неофициальных мероприятий по изучению реального технического состояния корабля, стоявшего на заводе в Николаеве, а затем через подставную «туристическую» компанию заключено соглашение с Украиной о его продаже с последующим переоборудованием якобы под туристический аттракцион. По образцу «Варяга» китайцы 2019 построили и свой собственный корабль этого типа. Более того, они вполне легально купили в Украине один образец уже списанного корабельного истребителя Су 27К, который оставался в Крыму после распада СССР, и на его основе создали собственный тяжелый истребитель авианесущего базирования и поставили его на вооружение.
Что-то вроде эпопеи с продажей «Варяга» может случиться и в ситуации с ОАО «Мотор Сич». Ведь сейчас речь идет даже не о строительстве завода в Чунцине, а о завладении предприятием на территории Украины. Китай откровенно пользуется удобным случаем - войной и слабостью команды, которая пришла к власти в Украине.
Более того, формально акции предприятия уже продано китайским компаниям Skyrizon и Xinwei Group. Речь идет лишь о согласовании в Антимонопольном комитете Украины транзакции по приобретению ими более 50% акций ПАО «Мотор Сич».
Игра не в нашу пользу
По мнению директора ЦИАКР Валентина Бадрака, политика нашей страны по «Мотор Сичи», по крайней мере в течение последних пяти лет, была не просто противоречивой, а крайне негативной. Эксперт считает, что несмотря на принятие программы «Национальный вертолет Украины» государство не позаботилась о «Мотор Сич». И не поддержала этот рынок в форме заказов на разработки и производство вертолетов и для армии, и для других ведомств. Зато 2018 Украина закупила 55 французских вертолета - почти таких же, которые производит «Мотор Сич».
Поступок главного акционера - почетного президента и председателя правления компании «Мотор Сич», Героя Украины и народного депутата четырех каденций, члена СНБО, известного русофила Вячеслава Богуслаева, которого СБУ подозревает в незаконной продаже 56% акций китайским инвесторам, трудно отнести к патриотическим, если не сказать жестче.
Еще в 2015-м Богуслаев передал контрольный пакет акций «Мотор Сичи» китайцам, из-за чего возник скандал, ведь 25% акций принадлежат государству. Сейчас вопросом продажи акций занимается СБУ, которая должна сделать компетентную оценку ситуации вокруг предприятия и предоставить соответствующие рекомендации АМКУ. В рамках расследования Шевченковский районный суд Киева 7 сентября 2017 арестовал 41% акций ОАО «Мотор Сич», находящихся на счетах компании Dragon Capital и принадлежат пяти офшорным компаниям - Skyrizon Aircraft Holdings Limited, Waldo Trade Ltd (Виргинские острова), Business House Helena, Enfields Trade & Capital Corp, Granum Corporation (Панама).
В апреле 2018-го СБУ провела обыски в администрации ПАО «Мотор Сич» в Запорожье. Сецслужба выразила подозрение, что вопреки украинскому законодательству иностранцы совершили опосредованную концентрацию контрольного пакета акций предприятия и оформили его на шесть оффшорных компаний и физическое лицо (китайский миллиардер Ван Цзин, председатель правления Beijing Skyrizon).
По данным СБУ, начиная с 2016 года неизвестные лица из бывших и действующих должностных лиц и бенефициарных владельцев компании, действовавших по предварительному сговору "с целью ослабления государства путем разрушения указанного предприятия как объекта, имеющего важное народнохозяйственное и оборонное значение», осуществили ряд операций по купле-продаже контрольного пакета акций в пользу иностранных компаний.
В результате в рамках соглашения купли-продажи акций «Мотор Сичи», которая была осуществлена в 2016 году, новым косвенным владельцем 56% акций стал гражданин Китая, владелец Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co. По ходатайству СБУ, 20 апреля 2018 Шевченковский районный суд повторно арестовал уже 56% акций «Мотор Сичи», которые принадлежат китайским инвесторам. Ведь в СБУ небезосновательно считают, что активы и производственные мощности предприятия могут быть перемещены за пределы Украины, а это приведет к его фактической ликвидации.
Суд запретил отечественным депозитариям вносить в депозитарной системе любые изменения в отношении владельцев акций «Мотор Сичи» и этим фактически запретил любые операции по продаже или передаче акций третьим лицам.
В июне этого года в Антимонопольный комитет Украины было подано совместное заявление на концентрацию акций «Мотор Сичи» от ГК «Укроборонпром» и китайских компаний Skyrizon и Xinwei Technology Group. Речь идет о концентрации соответственно более 25% и 50% акций для совместного управления и контроля над предприятием. В начале июля АМКУ сообщил об открытии дела по этой концентрации для ее углубленного изучения и принятия замечаний и предложений. Окончательное решение ведомства пока отсутствует.
Но на фоне последних событий появились сообщения, что АМКУ может дать согласие на продажу. В таком случае китайская корпорация Beijing Skyrizon Aviation Industry обещает передать Укроборонпрому блокирующий пакет (25%) акций компании «Мотор Сич».
Символично, что несмотря на скандал, который набирает все большую огласку, посол КНР в Украине Ду Вэй 30 августа выступил с заявлением, что китайское государство, мол, не вмешивается в соглашение между запорожским ОАО «Мотор Сич» и китайскими компаниями. То есть имеем уже классическое «нас там нет», когда на самом деле они там есть.
Между тем потребность армии России только в двигателях семейства ТВ3-117 и ВК-2500 украинского производства на ближайшие годы является значительной и оценивается по меньшей мере в 5000 единиц. Прекращение сотрудничества со страной-агрессором действительно поставило ее авиацию в сложную ситуацию, ведь до войны РФ получала эти аппараты преимущественно из Украины. Если КНР - фактический союзник РФ - завладеет активами «Мотор Сичи», это будет совсем не на пользу Украине: Москва наконец получит возможность легального обхода существующих ограничений в сфере закупки украинских двигателей для собственного войска.
Какие последствия будет иметь для Украины такое развитие событий? Прежде всего созданные в Украине двигатели известных в мире типов, пользующихся спросом не только в КНР, будут производиться китайцами и экспортироваться также в страны, не всегда дружественные, а то и враждебные к Украине (например, в РФ).
Завладение акциями «Мотор Сичи» следует рассматривать как составляющую общего плана Китая по завладению почти за бесценок современными технологиями и производственными мощностями, которые имеет Украина, но недостающие Поднебесной в реализации собственных геополитических амбиций.
Китай активно работает над созданием новых образцов воздушного нападения и авиационной техники.
Среди них новый стратегический и новый фронтовой бомбардировщики, тяжелый транспортный самолет, тяжелый транспортный вертолет (совместно с РФ), боевой ударный вертолет, тяжелые разведывательные и боевые дроны, экранопланы.
Китайский контроль над компанией «Мотор Сич» по сути поставит Киев в зависимость от позиции и геополитических потребностей Пекина, для их удовлетворения, скорее всего, будет пренебрегать интересами Украины. И тогда уже упадок отечественной отрасли авиационного двигателестроения станет очевидным фактом.
Именно возможность качественного усиления Китая (и РФ) через приобретение ОАО «Мотор Сич» особенно беспокоит Вашингтон и его союзников. Ведь появление в геополитического противника новых бомбардировщиков, ракет, беспилотников заставит Запад, и прежде всего США, вкладывать огромные средства для нейтрализации новых угроз.
Отсюда еще одно потенциально негативное последствие для Киева: в случае продажи китайцам предприятия украинского-американские отношения могут ухудшиться. Итак, на Банковой имеют тщательно взвесить, что делать дальше и оценить все последствия от возможной потери страной контроля над стратегическим предприятием.
Поэтому, как считают украинские эксперты, продавать «Мотор Сич» нельзя, более того, государство должно или национализировать предприятие, или, как минимум, приобрести контрольный пакет акций и оставить китайцев как обычных инвесторов.
Между тем неопределенность уже отражается на экономических показателях украинской (пока) компании. В частности, сообщалось, что 2018 чистая прибыль «Мотор Сичи» упал в 2,1 раза - до 1 млрд 856 800 000 грн. В первом полугодии 2019-го чистую прибыль по сравнению с 2018-м уменьшился на 29,4%, а в сентябре планировалось даже перейти на четырехдневную рабочую неделю.
По мнению президента Центра глобальных исследований «Стратегия XXI» Михаила Гончара, попытку вывести уникальное и стратегически важное предприятие по национальному оборонно-промышленного комплекса в пользу Китая следует расценивать, возможно, и как злонамеренные действия, когда прикрываются соображениями коммерческого характера.