Из своего налета значительную часть лейтенант Богдан Шевчук налетал на «восьмерке» в районе боевых действий.
«А разве молодость - это какой-то изъян? В воздухе все звания равны, звездами никто не кичился. И скидок на возраст на фронте не предвидится», - рассказывает лейтенант Богдан Шевчук, летчик-штурман вертолетного звена бригады транспортной авиации. Из своего относительно скромного по нынешним меркам налета, значительную часть он налетал на «восьмерке» в районе боевых действий.
Выполнять задачи в фронтовом небе молодой офицер полетел практически сразу после выпуска, первым из однокурсников. А дома ждала беременная жена ...
- Я не искал отмазок, не собирался «прикрываться» интересным положением жены ... Еще во время учебы твердо решил для себя, что первым полечу на фронт, так и случилось. И любимая не отказывала, знала же за кого замуж выходила! Ее семья из Луганщины, и таких патриотов еще попробуй найти. Поэтому группа поддержки у меня - мощная.
Хотя парень был самым молодым авиатором на фронте в то время, задача у лейтенанта были не менее серьезными, чем у опытных подполковников.
- Я вернулся совсем другим человеком, там почувствовал себя действительно военным летчиком, понял, что такое реальные боевые вылеты. Нередко они были настолько интенсивными, что приходилось выбирать между поесть, принять душ или хоть немного поспать. Часто, прилетев ночью, смотрел на часы и понимал, что за полчаса нужно уже просыпаться и готовиться к следующему взлету. Да и сами полеты на Донбассе непростые - есть нюансы с линиями электропередач, географией местности ...
Одними из самых сложных были задачи по эвакуации раненых. Нужно лететь максимально быстро и одновременно максимально осторожно, ведь люди могут быть после операций, в критическом состоянии. Общее количество эвакуированных лейтенант не подсчитывал. Говорит, что за один полет эвакуировали по 5-6 человек, из них один или два могли быть в крайне тяжелом состоянии.
- Конечно, летать за ранеными приходилось не только при хорошей погоде и видимости, но и тогда, когда по всем летным нормам садиться за штурвал запрещено. Но что поделаешь? Жизнь нужно спасать. Темно, плохая видимость, осадки ... А вертолет на предельно малой высоте, включая прожекторы, мчится на спасение. Холодный пот стекает по спине, когда перелетаешь через опасные участки. Получилось! Довезли! А уже через несколько часов раздается еще одна команда на вылет. Потом еще ... На самом деле такие полеты не только физически, но и морально непростые. Трудно смотреть на раненых ребят ... Но когда позже узнаешь, что тяжелый раненый выжил, это вдохновляет на дальнейшую работу и уже не чувствуешь усталости ...
Случались за время ротации Богдана и нештатные ситуации, к примеру, отказ редуктора вертолета. Но, несмотря на все трудности, работу в режиме нон-стоп, отсутствие выходных, в том числе, парень утверждает, что положительных моментов было гораздо больше.
- Увидел там много ребят, с которыми вместе учились, на год-два старше, - делится Богдан. - Шутили, что у нас - встреча выпускников. Встретил там товарища, с которым мы в силу определенных обстоятельств больше года не общались, а там - обнялись, все обиды сразу забылись ... Да и познакомился там с очень классными людьми. Таких душевных разговоров, как там с медиками за чашкой растворимого кофе в каком-то сыром подвале, пожалуй, еще никогда не было ...
Служба у Богдана еще впереди ... Но он вряд ли забудет, как лейтенантом прижимался вертолетом к земле, маневрировал между линиями электропередач, спасал раненых и становился боевым летчиком. Свой первый экзамен во фронтовом небе он сдал успешно!