Новый министр Криклий об авиационном сообщении с Россией и "пирогах" для Коломойского
В интервью министр инфраструктуры Владислав Криклий рассказал о планах на первые 100 дней, возможную компенсацию компании Игоря Коломойского за облет России и др.
- Стоит ли в ближайшее время ожидать восстановления авиасообщения с Россией?
- Пока эта страна остается агрессором, мы в состоянии войны и не хочется повторений МН17. Это просто опасно для украинцев. Мне кажется, надо иметь какой-то суицидальный настрой, чтобы предложить восстановление этого авиасообщение.
Я уже не говорю о геополитических вещах. Если мы все восстанавливаем, то значит, мы даем месседж внешнему миру, что все хорошо, все прекрасно, никаких проблем у нас с ними нет. Тогда вопрос: зачем мы по каким-то дополнительными санкциям в отношении них обращаемся, зачем мы хотим продолжать коммуникацию в четырехстороннем формате, Минские договоренности?
Поэтому пока, учитывая как они себя ведут, я думаю, что о прямом авиасообщение с ними нельзя говорить вообще.
- Омелян выступал за полное прекращение железнодорожного сообщения с Россией. Как вы смотрите на этот вопрос?
- Это вопрос другого характера. Если говорить политически, то конечно, что можно было бы опять-таки заблокировать. Озвучу несколько цифр. Например, за 8 месяцев 2019 перевезено 7,7 млн тонн грузов, направлявшихся транзитом и проезжая оплата составляла 3,5 млрд гривен.
- Речь идет о пассажирских перевозках.
- Вы же знаете, что в пассажирских перевозках эти рейсы - одни из немногих, которые являются прибыльными. Более того, у нас немного сообщения. Мы просто создадим, наверное, дополнительные препятствия для граждан, которые все равно вынуждены ездить туда по разным причинам. Так они будут ездить через Беларусь.Мы и так для экономики Беларуси уже хорошие условия создали.
- Это не одно и то же? Если запрещать авиасообщение, то по такой логике надо останавливать и железнодорожное. Нет?
- У нас там не было такой опасности. Таких катастроф
как МН17 на железнодорожных путях не происходило, и я надеюсь, что не будет
происходить. Этот вопрос лежит в политической плоскости. Если мы
примем для себя решение, что вообще изолируемся полностью от России - это уже
другое решение.
У нас есть так же и соглашения, которые не отменены. В ВТО 5-я статья
говорит о том, что должен происходить транзит, и ни одна из сторон-подписантов
не имеет ограничивать это транзитное право или блокировать его.
То есть, если мы нарушаем правила ВТО, это нужно решать не только на украинском
уровне, но и на международном уровне. Иначе получается, что мы теряем свой
транзитный потенциал и ставим часть соглашения с ВТО.
- Вы упомянули про облет России, Крыма и Донбасса. Были разговоры о компенсации украинским авиакомпаниям за этот облет. О какой сумме может идти речь и какие авиакомпании могут ее получить?
- А что такое сумма и компенсация? СМИ просто немного перекрутили эти вещи. Давайте уточним.
- Фактически речь идет о дотациях из бюджета, о компенсации авиакомпаниям, которые не могут прекратить перевозку пассажиров, потому что здесь, среди прочего, является социальный аспект, но они теряют прибыль из-за войны.
- Ок, хорошо. Потому что некоторые потом это пытаются приплести к тому иска, подала МАУ, чтобы им задним числом этот перерасчет делали. Такие вещи никто не собирается делать, нет желания и возможности. 5 млрд гривен выплачивать из бюджета - это сумма просто неподъемная, она нигде не будет закладываться.
Мы не возвращать какие-то непонятного формата компенсации, а заниматься инвестированием в развитие. О том, как авиацию развивать. Мы больше хотим говорить об авиации, о развитии в этом контексте.
Во-первых, начинать надо точно по внутренним перевозкам. И здесь мы однозначно все на одной волне. И это будет стимулировать рост авиамобильности, внутренних перевозок.
Если мы, например, пересмотрим возможность отмены налога на
добавленную стоимость на внутренних перевозках, это уменьшит стоимость билета и
поможет оказывать более конкурентные, доступные услуги, будет больше граждан
пользоваться услугами авиаперевозок.
Что касается международных перевозок и именно в части России, опять же, вопрос
чувствительный, его нужно очень осторожно изучать. Потому что любая
компенсация происходит, даже социальные компоненты, за счет бюджета.
В действующем бюджете это не закладывалось. Поэтому оно априори не может
быть. Надо же понимать, что бюджет - это такой большой пирог, где у вас
половина пирога, а людей, желающих его съесть, на 10 пирогов. Поэтому вы
не можете всем все компенсировать. Потому что потом другие захотят что-то
компенсировать. Но создавать стимулы точно нельзя.
Например, если мы будем понимать, что происходит такой рост авиации и
авиаперевозок, в том числе, международных, как сейчас - в среднем 20% в год, то
понятно, что можно пересмотреть тарифную политику по аэронавигации, тарифную
политику по аэропортовым сборам.
За счет роста можно уменьшать стоимость, и тогда будет еще больше авиаперевозок, и авиакомпании от этого выигрывают и сами аэропорты тоже от этого не проигрывают, потому что они за счет роста будут все это компенсировать себе.
- Относительно пирога и желающих откусить кусок, мы все знаем, кто является акционером МАУ (Игорь Коломойский) , и у него в последнее время не было проблем с тем, чтобы откусить какой-то кусок. Мы это прекрасно видим на рынке нефтепродуктов .
- Я специфический характер и пироги плохо готовлю, поэтому, собственно, мы не будем делиться.
- Прямые дотации - это вопрос рассматривается вообще?
- Пока такой вопрос даже не рассматривался.
- Никаких переговоров не было?
- Нет. Теоретически, конечно, можно говорить об этом,
когда будет готова экономика. Сейчас экономика к этому не
готова. Надо искать. Вопрос логично. Если откровенно, спокойно,
не говорить: "ай-ай-ай, МАУ, Коломойский". Оно логично, потому
что понятно, почему компания через какую-то политическую ситуацию должен терять
деньги.
Более того, это перевозки, и у нас много перевозок дотируется, это нормальная
практика, и такая мировая практика, это не уникальный какой кейс. Но
учитывая то, что это вызывает дополнительную нагрузку на бюджет, это все надо
правильно и взвешенно рассчитывать, понимать, за счет которой модели.
Возможно, за счет роста самого рынка просто просматривать это другим способом,
как я только что отметил, за счет других тарифов. Мы сейчас уменьшим
дивидендную политику для компаний государственной собственности. Ранее они
90% прибыли платили, со следующего года 50% прибыли. Пожалуйста, вы
получаете определенный финансовый ресурс.
- Ротации в составе руководства предприятий и ведомств авиационной отрасли запланированы?
- Пока в этом направлении не смотрели. У нас фактически
в авиационной отрасли только два государственных аэропорты - это
"Львов" и "Борисполь". С аэропортом "Львов"
я уже общался и их стремительное развитие мне нравится.
Относительно "Борисполя" сказать, что они какие-то неправильные вещи
делали или не развивали аэропорт, тоже нельзя. Но я думаю, что некоторые вещи
можно будет просматривать.
По крайней мере в "Борисполе" мы начнем с Наблюдательного совета, а
аэропорт "Львов" будет вообще начинать процедуру корпоратизации,
потому что там нет Наблюдательного совета, это госпредприятие, которое
фактически всю свою политику формирует решением руководства.