- "Сухой SuperJet" - вопрос не только приоритетный, но и фактически государственной важности, поскольку с помощью таких самолетов мы в значительной степени ликвидируем транспортное неравенство, - сообщил Иванов. - В первую очередь это касается Дальневосточного региона. То есть эту программу можно рассматривать как параллельную тем, которые сейчас принимаются на уровне государства по социально-экономическому развитию всего Дальнего Востока.
В Комсомольск-на-Амуре Сергей Иванов прилетел в рамках рабочей поездки по Дальнему Востоку. Предыдущим пунктом были Курильские острова, где введенный самим же Ивановым термин "транспортное неравенство" ощущается острее, чем где бы то ни было: связь с материком - по морю или по воздуху, да и то только в хорошую погоду из-за того, что портовая и аэродромная сеть на островах не модернизировалась более полувека. В январе этого года Курилы попали в отдельную программу развития. Государство готово вложить в них почти 18 млрд. рублей, которые пойдут на строительство всепогодных аэродромов, портов, дорог и социальной инфраструктуры.
- Государство много декларировало, но мало что делало для развития островов, - заявил Иванов, говоря об островах. - Мы разработали федеральную целевую программу развития Дальнего Востока. Так что плоды труда будут видны не только нашим внукам, но и нам самим. Мы изменим саму психологию островной жизни, временщичества. Люди и в этом крае должны будут жить не хуже, чем в любом другом регионе России.
SuperJet будет играть в этом ключевую роль. Идеология создания машины состоит в том, чтобы предоставить потребителям самолет такого же уровня комфорта, как и дальнемагистральные лайнеры. Чтобы пассажир, пересаживаясь в каком бы то ни было крупном аэропорту на региональный лайнер, не заметил разницы в комфортабельности. Машину создает холдинг "Сухой", больше известный своими боевыми истребителями семейства Су-27 и Су-30. Лайнер делают в рамках диверсификации военного производства при участии целого ряда известных в области авиастроения западных фирм. Например, проект патронирует американский "Боинг".
Для России этот самолет еще и возможность реального проникновения на западные рынки с высокотехнологичным продуктом, объем продаж которого оценивается в $3-4 млрд. (на истребителях мы заработаем не более $1.5). SuperJet - это еще и стимул к масштабной модернизации российских аэропортов. Министр транспорта Игорь Левитин сказал "Известиям", что новый самолет сегодня не смогут принять 80% наших аэропортов.
- Надо честно и открыто признать, что этот самолет далеко не на каждую взлетно-посадочную полосу в Российской Федерации может сесть, - соглашается Иванов. - Любые современные самолеты, в том числе "Боинги" и "Эрбасы", а также "Сухой SuperJet 100", требуют современной транспортной инфраструктуры и подталкивают нас к модернизации аэропортов.
Сергей Иванов отметил и такой факт. На КнААПО в настоящее время примерно 90% продукции составляет военная авиация и только 10 - гражданская продукция. "Но у меня есть основания быть уверенным в том, что к 2010 году это соотношение кардинально изменится, достигнув (соотношения) 50 на 50", - отметил первый вице-премьер. То есть предприятие будет выпускать как перспективные авиационные комплексы боевой авиации для ВВС, так и гражданские авиалайнеры. При этом участие государства в этом процессе будет минимальна. Фактически разработка самолетов, модернизация производства и продвижение конечной продукции ведется холдингом "Сухой" самостоятельно. Государство, как и во всем цивилизованном мире, выступает всего лишь гарантом при привлечении холдингом крупных кредитов под свои проекты.
Дмитрий Литовкин
10.04.2007, Финансовые известия