Летчик-испытатель Михаил Лампик : «Через полгода-год наша профессия может вообще исчезнуть»
Корреспонденту АрмияInform посчастливилось пообщаться с военным летчиком-испытателем и инструктором Михаилом Лампиком. Почему повезло? А потому, что испытатели на каждом авиаремонтном заводе, а инструкторов, которые отбирают и обучают будущих специалистов, осталось только двое.
Лампик служит начальником летно-методической службы в Государственном научно-исследовательском институте испытаний и сертификации вооружения и военной техники.
О проблемах и перспективах школы отечественных военных летчиков-испытателей.
За ними охотятся другие страны
Чтобы понять суть проблемы, с которой сталкиваются испытатели, достаточно представить себя классным специалистом, за знаниями и опытом которого охотятся другие страны. И вот, до 2017 года родное государство ценило вас, выплачивая соответствующие надбавки, принадлежащие упомянутым специалистам. И вдруг, два года назад, отдельные такие выплаты отменили ...
Попробуем языком документов и цифр коротко объяснить, что же произошло.
Согласно Постановления КМУ №704 от 30.08.2017 «О денежном довольствии военнослужащих», не предусмотрена выплата за классную квалификацию летно-испытательном состава (летчик-испытатель, штурман-испытатель, бортовой инженер-испытатель) Государственной авиации Украины, а именно «Повышение должностного оклада за квалификацию, процентов должностного оклада », которая была предусмотрена предыдущим аналогичным Постановлением КМУ №1294 от 7 ноября 2007 года в Приложении 25. Выплата за класс испытателя осуществлялась согласно п. 35.1 приказа МО Украины от 11.06.2008 №260.
- У меня 5 сентября заканчивался контракт. Я говорил коллегам, что не буду подписывать его снова, потому что год доплату за классность не выплачивают ... Получается так, что меня наказали, а за что - неизвестно ... В странах, где я мог учить авиационных специалистов, отношение к инструкторам кардинально другое, - сетует Михаил Лампик.
По его словам, он не уволился лишь потому, что некому учить молодежь. Даже военные испытатели, которые есть на отечественных авиаремонтных заводах, проходят обучение в институте, где служит герой этого материала. Но все серьезные испытания модернизированных военных самолетов должны проводить специалисты Государственного научно-исследовательского института испытаний и сертификации вооружения и военной техники.
Когда в строевой части военный получает больше, смысл идти в летчики-испытатели?
Когда я учил азербайджанских летчиков, моя зарплата была 4000 долларов. Меня и сейчас там ждут. Но еще на год подпишу контракт, потому что планирую своих ребят обучить, чтобы и у нас испытатели летали. Хочу восстановить подготовку курсантов, которые летают на маневренных машинах на штопор, как когда-то учили в Черниговском высшем военном авиационном училище.
По мнению Михаила, государство не выполняет свою часть контракта, где в одном из пунктов предусмотрена «выплата за классную квалификацию».
- Люди, чувствуя такое отношение к лётчикам-испытателям, не хотят идти в эту непростую, но интересную и важную профессию. Я предполагаю, что через полгода-год можем потерять составляющую «летчик-испытатель» ... Подготовка его - это отбор лучших летчиков 1 и 2 классов. Фактически, это штучный товар. Специалисту, которого мы выбрали, даем 511 часов теоретической подготовки и около 100 часов «в воздухе» на двух типах летательных аппаратов того класса, с которого пришел слушатель, и один летательный аппарат - другого класса. Например, я, кроме истребителей, должен был усвоить вертолет или транспортный самолет, иначе я бы «класс» не получил.
Среди основных проблем Лампик называет отсутствие оплаты за «класс» и недостаток молодых специалистов.
Руководство Государственного научно-исследовательского института испытаний и сертификации вооружения и военной техники, где служит Михаил Лампик, письменно обращалось в Военно-научное управление Генерального штаба ВСУ и просило внести изменения в тарификации однотипных должностей летно-испытательного состава института. Простыми словами - вернуть выплаты за класс. Сейчас ситуация пока не изменилась.
- Мы их стараемся «тянуть» сюда, но отсутствие жилья и оплаты за класс отталкивают. Когда в строевой части военный получает больше, смысл идти в летчики-испытатели? И потом рисковать, выполнять какие-то сложные вещи, - добавляет собеседник.