На днях полсотни украинских военнослужащих вернулась из Турции, где получили сертификаты и разрешения, подтверждающие право на эксплуатацию беспилотного авиационного комплекса Bayraktar TB2.
Среди тех, кто в течение трех месяцев интенсивно осваивал новую технику, - подполковник Руслан Тюх. Офицер рассказал о своих впечатлениях от учебы, преподавателей, перспективном подрастающем поколении и планах на будущее.
- Вы уже более двадцати лет эксплуатируете беспилотные летательные аппараты. Нашли в Турции, чем удивить опытного специалиста?
- Bayraktar TB2 -новейший перспективный комплекс, в своем классе стоит среди первых в рейтинге. В Украине нет собственного производства аналогичных комплексов, поэтому, конечно, нам было интересно. Преподаватели сразу предупредили, что учеба - дело серьезное, бездельничать не получится. Нас заселили в отель с различными «бонусами», например, спортзал, бассейн, но времени на все это не было абсолютно. Мы действительно учились с самого утра до поздней ночи. Поэтому какие там развлечения? Хотя бы на сон время найти! Программа была очень насыщенная, она рассчитана на четыре месяца, а нам ее сократили до трех. Первая неделя была чисто теоретическая. Она далась довольно легко. А потом нагрузка начала расти, добавились практические занятия на тренажерах, дальше реальные полеты ... После лекций и занятий мы еще минимум до 23 часов сидели с конспектами. Теорией никто не пренебрегал. Знаем, насколько это важно в авиации.
- Что скажете о преподавателях? Чисто теоретики были или боевые летчики?
- На самом деле, среди преподавателей было много интересных, неординарных личностей с серьезным опытом. К примеру, нам преподавал пилот истребителя F-16. Это боевой летчик, приводил нам много жизненных примеров, очень грамотный. Также к преподаванию привлекались и разработчики комплекса Bayraktar TB2, пилоты и операторы, которые применяют указанное оборудование. То есть, чисто теоретиков не было, скучать нашей делегации точно не приходилось. Интересно, что преподаватели в течение нашего обучения изучили несколько украинских слов. По крайней мере, благодарили и здоровались с нами на украинском, а мы - на турецком.
- Вместе с вами в Турцию поехали совсем молодые специалисты - курсанты, лейтенанты ... Будущее беспилотной авиации в надежных руках?
- На самом деле, молодежь удивила, у всех без исключения горят глаза от дела, которым они занимаются. Они хорошо подготовлены, мотивированы, хотят быть полезными армии. Хотя у нас в Турции не было никакого разделения по звездам. Мы вместе поддерживали друг друга, подсказывали, делились конспектами ... Рабочая университетская атмосфера, одним словом. Да и преподаватели никаких поблажек по количеству звезд ни делали ...
- Что и списывать не позволяли?
- Абсолютно. Даже перечня вопросов, которые будут на экзаменах, не было. Сказали: «Вы должны знать весь материал, что мы вам подали». И за составление теории я не волновался, все же есть немного опыта. А вот во время первых практических вылетов нервничали все. К тому же во время нашего обучения в Турции погода постоянно играла злые шутки и совсем не способствовала спокойным полетам. Практически всегда были порывистые ветры. Преподаватели отмечали, что при таких погодных условиях курсантов обычно не учат. Но, если у нас все при сильном ветре получилось, то при обычных условиях точно никаких проблем не возникает. Многие занятия были на тренажерах. Отрабатывали различные аварийные ситуации, к примеру, имитировали посадку при отказе двигателя и других систем комплекса.
- По вашему мнению, какие критерии нужны, чтобы стать профессиональным оператором такого комплекса?
- Знание аэродинамики, эксплуатации авиационной техники, физические навыки - умение быстро реагировать на изменение ситуации в полете. Вот я по специальности инженер, привык, что у инженера есть время подумать, можно открыть литературу, чтобы принять правильное решение. В случае с данным комплексом на принятие решения - считанные секунды. Поэтому обучение, что мы прошли в Турции, для всей делегации является лишь первым шагом. Далее навыки нужно постоянно совершенствовать. Радует, что согласно контракту, турецкая сторона передает в Украину не только беспилотные комплексы, но и тренажер. Поэтому поддерживать навыки всегда будет возможность.