Начальник авиации полковника Олега Захарчук о перспективах развития наших Воздушных Сил
О балансе между молодостью и опытом боевых летчиков, состоянии авиационной техники и перспективах развития наших Воздушных Сил узнали у настоящего специалиста летного дела, заместителя командира воздушного командования «Центр» по авиации - начальника авиации полковника Олега Захарчука.
Олег Григорьевич - опытный военный летчик-истребитель 1-го класса, который за более тридцати «календарей» службы прошел все возможные звена от «простого» летчика и командира эскадрильи до командира бригады тактической авиации и руководителя органов военного управления Воздушных Сил. У нашего собеседника мы интересовались действительно нетривиальными вещами. Например, на которых американских самолетах украинские летчики готовы летать прямо сейчас. Или, как усилили нашу оборону новые авиационные бригады, созданные с начала российской агрессии.
Глубокая модернизация: заменят почти 50% вооружения самолетов
- Господин полковник, какие задачи выполняет воздушное командования «Центр»?
- Во-первых, в состав ПВК «Центр» входят бригады истребительной авиации, зенитные ракетные бригады, бригады радиотехнических войск, другие подразделения. Соответственно, основная задача частей - защита воздушного пространства государства. Кроме того - воздушная разведка, помощь самолетам гражданской авиации в форс-мажорных обстоятельствах. Часть сил привлечена к выполнению задач в операции Объединенных сил.
- Соответствуют ли наши реальные возможности современным требованиям к воздушным силам?
- В общем воздушное командование готово выполнять боевые задачи. Но понятно, что устаревшая техника не позволяет реализовать весь боевой потенциал. Прежде всего, эти сложности связаны с самолетами истребительной авиации, выпущенными еще в советские времена. Их модернизация продолжается, но не так быстро, как нам всем хотелось бы. Согласно планам глубокой модернизации, заменят почти 50% вооружения самолетов. Это новые прицелы, средства авиационного поражения. Государство предоставляет средства на реализацию этих проектов, и новую технику разрабатывают и испытывают в кооперации с другими государствами. Надеюсь, в следующем году такие мероприятия модернизации самолетов будут выполнены.
- А как насчет двигателей, силовых установок?
- Сейчас их сроки эксплуатации продлены и они еще готовы к эффективному использованию. Опыт эксплуатации в других государствах, например, в Индии, говорит о том, что такие самолеты, как Су-27 или МиГ-29 с похожими кондициями могут успешно выполнять задания.
По каждому самолету сроки продолжают отдельно: после испытаний, изучения состояния агрегатов. Но если ориентировочно, то следующие десять лет - вполне реальный срок эксплуатации таких наших самолетов.
В перспективе Министр обороны поставил задачу по закупке новых летательных аппаратов. Например, возможна закупка в США самолетов F-15. Они тоже не новые, но имеют значительный боевой потенциал, что позволяет выполнять задания на достаточно высоком уровне.
Справка: F-15 - американский всепогодный тактический истребитель 4-го поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году. Истребители F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе, бывшей Югославии, Ливии.
Части Воздушных Сил наращивают боеспособность
- Как во время учений и в повседневной деятельности отрабатывается взаимодействие воздушного командования с другими видами Вооруженных Сил?
- В этом году почти все учения проходили во взаимодействии с другими видами и родами войск. Мы постоянно выполняем задания на общевойсковых полигонах. Вместе с Сухопутными войсками отрабатываем учебные задания в режимах противодействия друг другу или выполнения общих задач. Были учения и с Военно-Морскими Силами. Хотя, это больше касается ПВК «Юг». Но, например, во время масштабных учений Sea Breeze-2019 на Черном море наши самолеты действовали совместно с ВМС США по определенной программе.
- В январе 2017 года на части территории ответственности ПВК «Центр» сформировалось воздушное командование «Восток». Как прошло переформатирование, перераспределение сил и средств между вами и «Востоком»?
- Да, уже существует четыре воздушных командование со своими зонами ответственности. Создание нового ПВК позволило целенаправленно распределить силы, обеспечить сконцентрировано прикрытия важных государственных объектов. В общем воздушное командование «Восток» приобрело дееспособность. Но самое главное - они имеют пункты управления, позволяющие истребителям других командований - нашего или, например, ППК «Юг» - взлетать с любого аэродрома. А потом, после входа в зону ответственности «Востока», выполнять задания под их управлением.
- Какова судьба наших радиотехнических, ракетных подразделений, которые ранее находились на территории временно оккупированных районов Донецкой и Луганской областей?
- Эти бригады, полки, дивизионы вовремя выведено с территории, которая теперь нам неподконтрольна. Они реформированы, перевооружены и выполняют задание.
- Насколько повысили эффективность воздушного командования новые, созданные после 2014 года, бригады?
- План развития ВСУ в целом, и в частности Воздушных Сил, предусматривает наращивание боеспособности наших частей - как существующих, так и вновь созданных. Такая авиационная бригада есть и у нас. Она базируется на аэродроме «Озерное». К 2018 году это была отдельная авиаэскадрилья, теперь - 39-я бригада тактической авиации. В ней увеличено количество эскадрилий и штатную численность экипажей. Больше и самолетов. Это позволяет выполнять более мощные задачи в регионе.
Справка: 39-я бригада тактической авиации - военное формирование ВС ВСУ, что имеет на вооружении истребители Су-27. Размещается на авиабазе «Озерное».
- Мы знаем, что подобные мероприятия проводят и в других командованиях. Так прошла путь переформатирования 204-я бригада тактической авиации, передислоцированная из Крыма в Николаев, а затем - в Луцк.
Проблем с летной подготовкой нет
- Откуда приходят летчики к вам?
- Стараемся придерживаться такой системы, чтобы летные штаты формировать более или менее равномерно из опытных летчиков и молодежи. В Украине ежегодно из учебных заведений выпускают летчиков. Их системно, равномерно распределяют между всеми частями воздушных командований. У нас это - бригады, базирующиеся в Озерном, Василькове, Миргороде.
- Есть ли проблемы с подготовкой летного состава?
- На самом деле радует, что в целом нет проблем с летной подготовкой. Ранее немало летчиков не выполняли полеты на основном типе самолета. Не по своей вины, конечно. Банально не хватало горюче-смазочных материалов. На данный момент все летчики ПВК «Центр» подготовлены к выполнению боевых и других задач на основном типе самолета.
- Какая сейчас пропорция «опытные - молодые летчики» в частях?
- Баланс такой, что почти треть летчиков - с большим опытом, около 20 лет выслуги. Еще треть - летчики 1-2 классов, условно - категория «капитаны-майоры». И треть - молодые лейтенанты и старшие лейтенанты с уровнем 3-го класса.
- Есть ли у летчиков возможность нарабатывать нормальные часы налета?
- Все относительно. Например, налет в текущем году составляет около 30 часов. Что позволяет летчикам поддерживать навыки и продвигаться по программе освоения новых видов летной подготовки.
Особенно хочу отметить как достижения: в 2019 курсанты выпускного курса Харьковского национального университета имени Ивана Кожедуба учились на наших аэродромах в Миргороде и Василькове и сдали на третий класс. То есть они уже готовы к заступлению на боевое дежурство.
«Внешние» пилоты будут руководить «дронами»
- Как сейчас ситуация с наличием и использованием беспилотных летательных аппаратов, обучением персонала для их эксплуатации?
- Пока в воздушном командовании «Центр» БПЛА нет. Но планы в Воздушных Силах есть, и беспилотники будут базироваться на одном из военных аэродромов. Надо понимать, что большие «дроны» смогут выполнять посадку и наведения с аэродромов, расположенных по всей Украине. Для этого используют и возможности, которые есть в зоне нашей ответственности.
- Это вроде американской системы, когда пилот-оператор сидит в Неваде, а его «дрон» отрабатывает где-то в Афганистане?
- Да. Хотя у нас не такая дальность применения, но по Украине БПЛА может выполнять задачи на расстоянии 200-300 км. Пока это максимальная дальность их полета. Возможно, для увеличения радиуса боевых действий они должны периодически выполнять посадку.
- Проходит какая-то подготовка летчиков-пилотов таких беспилотников, инженерного состава?
- На самом деле, это не является спецификой нашего командования. Но могу сказать: да, в Воздушных Силах есть такие «летчики». Их называют внешними пилотами - которые проходят подготовку, например, в Турции. Так готовят и инженерно-технический состав. В частности, это курсанты упомянутого ХНУВС, которые выпускаются не по летным профилем, поскольку решили учиться на беспилотных летательных аппаратах, турецких «Байрактар». Когда они вернутся, конечно, сначала будут некоторые сложности в выполнении ими полетов. Но, уверен, все это быстро решится - просто это для нас новое дело.
Закупка самолетов F-15 - лучшее решение
- Достаточно опытные наши военные летчики?
- Приведу пример: летчики ПВК «Центр», которые служат более 5 лет, все имеют настоящий боевой опыт. Если коротко, можно сказать, что количество опытных летчиков в частях тактической авиации вполне достаточно для успешного выполнения задач по назначению.
- Какие серьезные проблемы существуют у молодых летчиков во внеслужебное жизни?
- Надо сказать, что летчики - это очень ценные военные специалисты, важных для армии профессионалы, подготовка которых обходится государству в большие расходы. Основная «вечная» проблема - жилье. Правда, последние годы Минобороны регулярно выделяет средства на закупку квартир для семей военных летчиков. И несмотря на небольшое количество ведомственных новостроек, летчики имеют возможность получать новые квартиры. Но жилищная проблема не критична: наши офицеры и другие категории военнослужащих получают компенсацию за поднаем жилья. Кроме того, денежное содержание летчиков достаточно высокое, чтобы их семьи могли позволить снимать квартиру.
- Недавно в новостях рассказывали о нашем летчике, который участвовал в дозаправке в воздухе американских самолетов ...
- Да, это было по программе отработки взаимодействия наших Воздушных Сил с авиационными подразделениями Национальной гвардии штата Калифорния. Наши летчики ездили туда и раньше, выполняя различные полеты на совместных учениях по программе, разработанной американскими специалистами. Можно вспомнить и украинского-американскую программу «Курсы лидерства», по которой ежегодно представитель Воздушных Сил ВСУ учится в США с практическим выполнением полетов.
- Какова цель этих курсов?
- Это подготовка по процедурам НАТО. Летчик прибывает оттуда со знанием английского и процедур выполнения полетов по стандартам Альянса. В основном это летчики-истребители. Крайний летчик «с новостей», о котором вы упомянули, это был Алексей месье с истребительной 114-й бригады тактической авиации, которая базируется в Киеве.
Видео для иллюстрации, как происходит дозаправка F-15D в воздухе:
- Летчики возвращаются после курсов в Украину ... И как используется приобретенный ими опыт?
- Его используют в обучении. Кстати, пока мы, представители истребительной авиации, проводим только совместные учения. Но в дальнейшем является перспективное направление сотрудничества - выполнение украинского-иностранных миссий. То есть сейчас такие миссии выполняет только транспортная авиация. И уже есть примеры частичного использования истребительной авиации. Это выполнение учебных задач по прикрытию государственной границы с Румынией, чередование над частью Черного моря совместно с представителями НАТО. Перспективы достаточно обнадеживающие. Мы, так сказать, уверенно шагаем к натовским стандартам - и авиация, и бригады РТВ, ЗРВ и другие.
- Насколько влияет на сотрудничество отличие нашей техники той, которая есть на вооружении большинства стран НАТО?
- Определенные проблемы есть, но ... Например, в прошлом году у нас были учения Open Sky ( "Открытое небо"), когда мы работали с F-15, прилетали к нам из Калифорнии. На обучение мы готовили их самолеты, они - наши. При этом так же «крест-накрест» использовали аэродромную спецтехнику. Разумеется, были проблемные вопросы, сложности, но они все довольно быстро решались.
Или такой пример: во время тех учений для выполнения совместных задач в наше воздушное пространство заходили натовские самолеты из Польши и Румынии. Они вместе с украинскими летчиками на нашем полигоне выполняли учебные задачи и расходились. То есть у нас нет необходимости полного слияния. Мы можем на своих самолетах выполнять собственные миссии, они - тоже. Кстати, эта успешное взаимодействие - еще одно подтверждение, что закупка именно самолетов F-15 - лучшее решение: мы видели в действии и успешно эксплуатировали в наших условиях.
- Условно говоря, наши кабели или шланги подходят к этим американских самолетов?
- Такие вопросы как раз во время совместных учений и отрабатываем. На самом деле, это не большая проблема. Скажем, что нам, что их самолетам ток нужен одинаковый. Единственная сложность - это переходник, но его нетрудно сделать. Это, кстати, реальный пример. И эта проблема уже устранена.
То есть частично решение подобных сложностей уже отработаны, некоторые из них воплощены в реальные образцы оборудования. А несколько находится в процессе.