17.10.19 

ImageФамилия Матрунчик хорошо известно в оборонной отрасли. Николай Иванович - Герой Украины, многолетний директор Луцкого ремонтного завода «Мотор», во время руководства которого предприятие стало флагманом отечественной оборонной промышленности.

За отцом пошел Дмитрий, сумел не просто удержать марку, а выстроить успешную карьеру. Сначала на Луцком «Моторе», а с октября 2018 года - на Львовском государственном авиаремонтном заводе.

Дмитрий Матрунчик приехал во Львов со знаниями и опытом, идеями и новыми подходами. Это все он успешно воплощает на новом рабочем месте. Амбиций и планов по дальнейшему развитию завода, который входит в тройку самых успешных в стране, у Дмитрия Николаевича хватает. И нет сомнений, что ему все удастся.

Мой собеседник отвечает с военной лаконичностью и точностью. Однако основание улыбнуться есть, ведь наша встреча состоялась накануне 80-летия Львовского государственного авиационного завода.

- Дмитрий Николаевич, поздравляю вас с годовщиной работы в должности директора завода. С нынешним ритмом жизни год - это много, но почти нет ваших интервью. С чем это связано?

- Возможно, с тем, что я не умею пиарить себя, а привык к тому, чтобы добросовестно работать. Поэтому пусть про меня скажут мои поступки.

- Назначение на должность директора завода было неожиданностью или это ожидаемо?

- Конечно, было неожиданностью. И первой реакцией стало смущение. Решение это для меня судьбоносное и далось тяжело. Понимал, что это большая ответственность и тяжелый труд. Необходимо было возглавить предприятие с большим, не знакомым мне коллективом, с давними традициями. Некоторых из коллектива, конечно, знал, но немногих.

- Вы возглавили завод в непростое время: идет война, а к работе оборонной отрасли повышенное внимание особенно после скандалов в Укроборонпроме. Что для вас было самым большим вызовом за год работы?

- Этот самый большой вызов продолжается. Имею в виду сосредоточение команды вокруг задач, стоящих перед предприятием. Мне нужно было нацелить людей на неотвратимость их выполнения. Работа продолжается. Не хочу сказать, что люди не хотели работать или выполнять задания. Речь идет о том, что коллектив следует сплотить вокруг важнейших общих ценностей. Люди не должны думать вроде: «Почему именно я должен это делать? Зачем это мне?»

Мои старания направлены на то, чтобы люди понимали: они должны все сделать ради общего дела - будь то уборщица или директор. Это наша задача перед страной, предприятием и людьми.

- Возглавлять непросто. Однако у вас есть отцовский пример. Унаследовали его стиль или имеете собственный?

- Очень хочу, чтобы было сходство. По моему мнению, отцовский стиль руководства характеризует состояние луцкого «Мотора» и отношение людей к его памяти. Стараюсь делать все, чтобы управлять так, как отец.

- Что вы как менеджер хотели бы взять от отца-руководителя и успешно реализовывать?

- Отношение к людям. Отец прежде заботился о людях, их работе и семье. Понимаю, если на предприятии почти 1000 работников и у каждого семьи, то более 4000 человек стоят за моей спиной. Поэтому должен обеспечить их работой и достойной зарплатой, условиями труда. Хочу, чтобы люди с гордостью говорили, что они работают на Львовском государственном авиаремонтном заводе.

- Однако Николай Иванович никогда не был мягким руководителем. Как это сочетать? 

- Это не значит, что отец был несправедливым и злым. Он был жестким, справедливым, заботливым и прежде всего требовательным к себе.

- Окончательные решения всегда за вами, есть люди, с которыми советуетесь?

- Самостоятельное принятие решений, по моему убеждению, обречено на провал. Поэтому почти все вопросы обсуждаю с командой профессионалов. Их количество зависит от масштаба задач. Сотрудничаем на уровне заместителей, начальников отделов и начальников цехов. Много проблемных вопросов согласовываю с профсоюзной организацией. Она на предприятии большая, с трепетом относится к делу. По моему мнению, у нас конструктивное сотрудничество. Не всегда все происходит так, как мне хочется, но для этого и существует обсуждения. Мы изучаем вопрос, но решение принимает руководитель. Как директор несу ответственность.

- В непростое экономическое время руководители заводов вынуждены искать возможности получить прибыль из разных источников. Как насчет львовского: можно диверсифицировать?

- На сегодняшний день предприятие загружено более чем на 140%. Радует, что предприятие загружено работой для нужд Вооруженных сил. Беспокоит уменьшение заказов из-за рубежа. Реалии таковы, что развитие предприятия возможно лишь при условии именно иностранных заказов. Там больше заработок и доходы для предприятия. Развиваться можно только при наличии иностранных заказов.

По диверсификации, то вряд ли это возможно в широких масштабах. После развала Союза, когда руководители высокого ранга ставили задачу перехода на гражданскую технику, приводили в пример предприятие, которое делало сковороды. Тогда не позволяли просто так повышать заработную плату - ее повышали пропорционально увеличению товаров народного потребления. Отец сказал: чтобы ему обеспечивать работой людей, нужно было теми сковородками весь СССР накрыть слоем в полтора метра.

Планируем освоить новые виды работ, заявить о заводе в гражданской авиации, но пока это только планы. Работа требует значительных капиталовложений.

- Львиная доля доходов луцкого «Мотора» - заказ из-за рубежа. Его руководитель Владимир Маракулин журналистам говорил: если бы таких заказов не было, предприятие не имело бы возможности повышать людям зарплату, обеспечивать состояние территории и социально-бытовую инфраструктуру. Это актуально для львовского авиаремонтного?

- Если бы не было иностранных заказов, денег хватало бы только на зарплату. К сожалению, такая ситуация по всей стране. Мы к этому относимся с пониманием, делаем все, чтобы руководство нас услышало. Надеюсь, что политика государства в отношении оборонного заказа станет менее жесткой и более прогнозируемой. Необходимо переходить на планирование и финансовое обеспечение государственного оборонного заказа на период не меньше, чем три года. А лучше на пять. Оборонные предприятия не могут выживать в условиях, когда контракты заключаются в марте - мае, а срок исполнения - ноябрь. Что должно делать предприятие с ноября по март?

- Завод «Мотор» после вашего отца возглавил Владимир Маракулин. Вы общаетесь с ним?

- Знакомы с тех пор, как он пришел работать на завод, - с 1985-го или 1986-го, то есть более 30 лет. Безусловно, всегда с удовольствием общаемся. Он поддерживает и дает советы.

- С кем еще из руководителей заводов оборонного комплекса поддерживаете связь?

- Общаемся с Сергеем Фурдилом, директором Запорожского авиаремонтного завода «МиГ-Ремонт», Виталием Юхачовым, директором Одесского авиационного завода. От него часто получаю жизненные и философские установки. Это важные уроки от опытного человека и руководителя. Ему в этом году исполнится 70. У нас еще и день рождения почти в один день: 15 и 16 ноября. Виталий Владимирович очень опытный, авторитетный в отрасли. Отец говорил: «Если бы не Юхачов, то одесского завода не было бы». Использую любую возможность пообщаться и получить ценные советы от директора нашего предприятия Вячеслава Купчая.

- Вы сами достаточно проработали на луцком заводе. Одинаковые проблемы луцкого и львовского заводов, ведь оба входят в концерн «Укроборонпром»?

- Думаю, что проблемы у всех одинаковые. Например, большие проблемы с обеспечением запасными частями. Слишком значительное налоговое бремя и постоянные проверки фискальных органов.

На уровне директорском проблемы примерно одинаковы. Внутренние вопросы у всех есть. В определенной степени они вызваны специализацией предприятия.

- Вы приехали во Львов с опытом, ведь работали на эталонном предприятии оборонного комплекса. Или сравниваете луцкий и львовский заводы? Что считаете сильными сторонами львовского? Управленческие навыки пытаетесь применять?

- Сравнивал всегда. Не воспринимал и не воспринимаю кивание на худших. Всегда равняться на лучших. Возможно, некоторым моим подчиненным эти упреки уже надоели, ведь говорю: «За 160 километров люди это делают. Почему мы не можем? » Луцкий« Мотор »- это флагман не только авиационно-ремонтной отрасли, но и Укроборонпрома. Моя цель - и хочу, чтобы ее поддержал коллектив, - стремиться к этому уровню. У нас другое предприятие. Безусловно, есть много объективных факторов: не было такой загруженности, как сейчас, столько заказов и средств. Однако наш завод в хорошем состоянии, является финансовая стабильность. Львовский авиаремонтный входит в тройку самых успешных авиационных заводов отечественного оборонпрома. Есть пути для улучшения. И это хорошо. Значительно хуже, когда достигается максимум и начинается спад. Нам есть куда расти, и мы будем это делать. У нас целый год, чтобы дать фору «Мотора», ведь он 80-летие отметил в августе 2018-го. Мы на год младше.

- Луцкому «Мотору» хотят присвоить имя Николая Матрунчика. Насколько для вас важно, чтобы отца почтили так?

- Для нашей семьи - это очень важно. Коллектив завода, как и семья, понимает, что вся отцовская жизнь была на благо предприятия.

- Ваша цитата в материале-воспоминании волынского издания, посвященного Николаю Ивановичу: «Завод был для отца всем. И часто работа была важнее, чем семья». Эта цитата актуальна и для вас? Жена и дочери не жалуются, что уделяете им мало внимания?

- Баланса достичь не удается. Стараюсь на выходные приезжать домой, если, конечно, не в командировке. У меня очень мудрые девушки. Они с пониманием относятся ко всему. Знают: если бы жаловались, меня это смущало бы. Поэтому они с мудростью к этому подходят и мне не надоедают. Понимают, что мне тоже непросто.

- Хватает ли времени еще на что-то, кроме работы и семьи? Возможно, с друзьями на рыбалку?

- На рыбалку не хватает, на друзей всегда нахожу время. Когда приезжаю, почти всегда встречаемся. У меня их немного, но считаю, что друзей настоящих много не бывает. Возможно, у меня специфические подходы к понятию «друг», многое в него вкладываю, но я счастливый человек, у меня они есть.

- СМИ писали, что Укроборонпром передаст под приватизацию девять заводов. В этом перечне вашего нет, однако насколько реальный ход событий и станет приватизация толчком для развития этих предприятий?

- Насколько знаю, они недееспособны. В них нет загрузки, задолженность по зарплате. Поэтому, на мой взгляд, это шаг справедливый, ведь когда приватизируется предприятие, которое не работает, это правильно. Если пытаются приватизировать предприятие, которое работает и платит налоги, наполняет государственный бюджет, платит людям деньги, то это неправильно. В нынешних обстоятельствах озвученное - взвешенный шаг. Хочется пожелать этим предприятиям, чтобы новый инвестор улучшил их состояние, а не пустил все под нож.

- СМИ много писали о планах завода по модернизации самолетов МиГ-29. Кроме этой новации, ваши ближайшие планы по улучшению работы завода?

- Модернизация самолетов - это приоритет, наша перспектива и будущее. Ранее я упоминал о желании осваивать ремонт гражданской авиации. Правда, подходы к стандартизации и сертификации очень разные. Такое впечатление, что это разные отрасли, а самолеты в разных пространствах летают! Хотя, возможно, это и оправдано. Военная авиация имеет другие задачи и цели. Еще есть мысли об изготовлении наземного оборудования для обслуживания авиационной техники. И все впоследствии, согласно рабочим планам. Все понимаем, что первоочередные сейчас для каждого завода оборонные заказы. Это то, с чем нас сегодня и завтра будет защищать армия. Важно работать именно в этом направлении. Конечно, ближайшие планы - достойно отметить 80-летие завода. Это серьезная дата.

- С чем ГП «Львовский государственный авиационно-ремонтный завод» встречает праздник? Какие настроения в коллективе?

- Наше предприятие неоднократно доказывало свою способность быть бок о бок с военными для защиты границ и интересов государства. Главное для нас - несмотря на все трудности вовремя и качественно выполнять оборонный заказ. Хотим мира в Украине, хотим здесь жить и работать. Коллектив надеется на то, что будет работа, достойная его оплата и адекватное понимание роли оборонных предприятий в обществе и органах государственной власти. Наша работа слишком ответственная, чтобы находиться в состоянии постоянного давления и ежедневно доказывать свою преданность государству. Наш тысячный коллектив - тоже Украина.

Дмитрий Матрунчик. Родился в Луцке. Директор государственного предприятия «Львовский государственный авиационно-ремонтный завод».

Окончил Киевский институт ВВС 2000 Квалификация - инженер-механик; специальность - техническая эксплуатация воздушных судов и авиационных двигателей.

Джерело ukurier