Производители украинских БПЛА, имеющих большую дальность полета и способных высоко подниматься, очень нуждаются в полигонах и площадках, где возможно законно испытывать свои изделия.
Об этом во время круглого стола на тему: «Глухой угол для украинских «беспилотников»?», который проходил сегодня, 24 октября, в Институте Горшенина, рассказал директор Авиационной производственной компании «Скаэтон» Николай Топтун.
«Для подобной техники, которая может летать далеко, высоко и долго, это более суток (БПЛА АCS-3 / Raybird-3 способен непрерывно держаться в воздухе более 24 часов и пролететь за это время в 2500 км), у нас в стране отсутствуют тестовые площадки, где все это безопасно законно можно испытать ... Если самолет (БПЛА) поднимается до 3-4 км и может на 100-200 км улететь, то чрезвычайная проблема это сделать. Даже те военные полигоны, предоставляемые, там меньшие расстояния», - отметил Николай Топтун. При этом он добавил, что в западных странах, в частности в Канаде или США, подобные полигоны существуют, что значительно упрощает испытания подобной техники.
Также глава украинской компании присоединился к своим коллегам, частных отечественных производителей беспилотных аппаратов (кроме «Скаэтона» участниками круглого стола были представители НПО «Атлон Авиа», «Укрспецсистемс» и ВИК «Девиро», которые также поставляют ВСУ беспилотные комплексе) еще по нескольким вопросам.
В частности, из несовершенства процедур и норм закупки в рамках ГОЗ. «Основная, самая большая проблема - это нормы на прибыль. Все мы (частные производители БПЛА) не загружены государственным оборонным заказом на 100%. Поэтому, чтобы компания продолжала существовать, мы должны инвестировать деньги в жизнедеятельность компании. То есть эти деньги где-то надо взять и принести, чтобы платить зарплату сотрудникам, продолжать вести разработки», - отметил директор компании АПК «Скаэтон».
Кроме того, он подтвердил озвученную ранее другими докладчиками, проблематику с бесплатным обучением военнослужащих со стороны частных производителей, что наносит частным компаниям дополнительные убытки. «И то, что уже говорили коллеги, то, что обучение экипажа, а это достаточно затратная статья, проводится на деньги предприятия. То есть мы предоставляем свою технику, мы тратим время наших сотрудников, платим им зарплату, возим военных на аэродромы, на площадки, где проводятся практические занятия ... Не предусмотрено в статье закупки (ГОЗ) учений. Это тоже проблема», - подчеркнул Николай Топтун.
Несмотря на многочисленные сложности, глава «Скаэтон» подтвердил желание компании в дальнейшем сотрудничестве с Вооруженными силами и уверенность в возможности решения проблемных моментов.
«Мы планируем продолжать сотрудничество с Министерством обороны. Необходимо упрощать процедуру закупки, оптимизировать ее. Это абсолютно возможно. Излишняя зарегулированность она со всех сторон плохая. Она вредит и государству, и Вооруженным силам, и боеспособности страны, и частным предприятиям, которые вкладывают свои средства и добиваются обеспечивать Вооруженные силы техникой», - подчеркнул он.
Напомним, АВК «Скаэтон» начал разрабатывать свой тактический беспилотный комплекс военного назначения под названием АCS-3 (экспортное название Raybird-3) в середине 2015 года. Комплекс дважды успешно прошел определяющие ведомственные испытания, а в конце прошлого года был подписан первый контракт на поставку в ВСУ в рамках ДОУ. Ожидается, что в ближайшее время эти беспилотники будут поставлены в украинской армии.
Стоит отметить, что по продолжительности полета при сопоставимо взлетной массе в БПЛА от компании «Скаэтон» существует только 5 прямых конкурентов в мире.
ТТХ разведывательного БПАК АCS-+3
Максимальный взлетный вес 21 кг Масса полезной нагрузки 5 кг Продолжительность полета до 30 часов
Максимальная дальность полета 2500 км Крейсерская скорость 120 км / ч Максимальная скорость 160 км / ч