Подполковник Алексей Евдокимов, летчик первого класса: «Самый молодой вертолет, которым я управлял за 24 года службы - выпущен в 1987 ...»
Летчики к нам приходят действительно талантливые. И ни для кого не секрет, насколько высокую зарплату им предлагают в гражданской авиации! Миротворческие миссии - тоже не выход. И семьям нелегко, некоторые не выдерживают долгой разлуки ... Кому тогда уже нужны эти средства? Очень надеемся, что ситуация изменится и лучшие специалисты останутся в бригадах!
Подполковник Алексей Евдокимов - один из самых опытных военных вертолетчиков. Летает на всех типах вертолетов, которые есть в Украине, и во всех условиях. Только в африканском небе налетал более двух тысяч часов. Что уж говорить о постоянных ротацияхна Донбасс, полеты за линией границы, опыт летчика-испытателя!
Пять лет - в жарких странах
Офицер, который сейчас исполняет обязанности заместителя комбрига, впервые согласился на разговор с журналистом. Говорит: не любят летчики кичиться и проблем сейчас хватает ... И все же поделился как романтикой опасной профессии, так и списком «но», который уже сколько лет не уменьшается.
Алексей Юрьевич - миротворец-рекордсмен. На его счету восемь долгих ротаций в Африке. Он первым поднял в небо вертолет в Либерии. Затем открывал операцию в Кот-д'Ивуаре. Он выполнил и крайний полет в Либерии во время последней 23-й ротации. В общем провел в Африке пять незабываемых лет.
- Для нас, летчиков, миротворческие миссии стали настоящим спасением в плане профессиональной подготовки. Наконец мы начали летать, - делится подполковник. - Потому что тогда со среднегодовым налетом в 10 часов у многих опускались руки. Писали рапорты ... А за полгода в африканском небе плюсовали более двухсот часов. Конечно, летать в жаркой стране непросто. Нужно привыкать, приспосабливаться ... Высокая влажность воздуха, температура, это влияет на стабильную работу двигателей. К тому же, мы начинали летать, когда там шла война. Затем этот опыт чрезвычайно понадобился во время полетов на украинском фронте.
Воевать в своей стране морально тяжело ...
В 2014-м почти все полеты бригады армейской авиации происходили вдоль границы ... Первыми на фронт полетели опытные. Среди них и подполковник Евдокимов. Вертолетчики проводили в небе до девяти часов в день, а спали порой по несколько часов ...
- К середине 2015 года постоянно был на Донбассе, - вспоминает Алексей Юрьевич. - Выполняли различные задачи: и боевые на двадцятьчетверках, и раненых вывозили, обеспечивали спецоперации. Я имел немалый опыт за плечами и казалось, давно стал хладнокровным. Но воевать в своей стране однозначно был не готов. Не физически, а морально ... На донецких сайтах мы стали врагами народа. Писали, что убиваем людей, даже угрожали нашим семьям.
Прилетал и думал: «Хух, пронесло»
Офицер рассказывает, что сложных задач было крайне много ... Риск - сумасшедший.
- Когда вертолеты много летают, а враг постоянно ведет огонь, то рано или поздно у кого-то попадет. Такая статистика. Конечно, на Донбассе много случаев, когда прилетал и думал: «Хух, пронесло», - добавляет летчик. - Да за себя в небе никогда не волнуешься. Просто запускаешь двигатели и работаешь ... А вот, когда знаю, что младший брат, с которым служим в одной бригаде, выполняет опасные задания, тогда все время места себе не нахожу. Хотя он тоже имеет огромный опыт: был в Конго, Либерии, имеет более тысячи часов налета. Уже вроде не маленький, а для меня всегда будет младшим братом. Могу представить, как волнуется отец, хоть он и пытается быть по-офицерски сдержанным.
Всегда мечтал стать летчиком-испытателем ...
Говорит, хоть такой опыт очень интересен, и все же тосковал по небу. Ведь полетов в летно-испытательном центре значительно меньше, чем в боевой бригаде.
- Испытывал вертолеты Ми-8 и Ми-24, - комментирует офицер. - Однако уже привык к длительным полетам. В центре же летали только для испытания. Приходилось даже по частям ездить и просить, чтобы дали полетать. Потом все надоело и перевелся в родную бригаду. Все-таки это мое. Даже в отпуске по десять дней чувствуешь себя не в своей тарелке. После каждого полета вот уже 24 года выхожу из вертолета счастливый и окрыленный.
Но ....
Сейчас опытный летчик активно передает опыт молодежи, готовит к участию в миротворческих миссиях, рассказывает об особенностях полетов во фронтовой зоне Донбасса.
- Огонек в глазах молодых летчиков есть? - спрашиваю офицера.
- Да какой огонек! Авиация - это же болезнь! Достаточно один раз подняться в небо - и это на всю жизнь. А если честно, за молодежь мы переживаем, ведь перспективы так себе. Техника с каждым годом не новее. Самый молодой вертолет, которым я руководил 24 лет службы - выпущен в 1987! Хорошо, что у наших инженеров золотые руки. Сколько ни ремонтируй и не модернизируй старые вертолеты, новыми они не станут. А летчики приходят действительно талантливые. И ни для кого не секрет, насколько высокую зарплату им предлагают в гражданской авиации! Миротворческие миссии - тоже не выход. И семьям нелегко, некоторые не выдерживают долгой разлуки ... И кому тогда уже нужны эти средства? Не говоря уже о риске болезней. Конечно, большинство любит Украину не за какие-то меркантильные интересы. Но и тех, кто идет работать в гражданскую компанию, тоже можно понять.
Поэтому очень надеемся, что ситуация изменится и лучшие специалисты будут оставаться в бригадах!