В начале октября этого года Одесский авиазавод завод приступил к выполнению еще одного иностранного заказа.
Об этом сообщает "Думская".
Одесситам предстоит отремонтировать 24 авиационных двигателя Р13-300, которые стоят на индийских учебно-боевых истребителях МиГ-21УМ.
Контракт разбит на два этапа. Первый - ремонт десяти двигателей - уже завершен, и техника отправлена заказчику. На втором этапе предстоит отремонтировать еще 14 моторов, которые уже находятся в цехах. Полное завершение работ намечено на январь следующего года.
Украина входит в десятку стран мира, где налажен полный цикл производства турбореактивных двигателей - от выдачи технического задания до запуска в серийное производство. Квалификация одесских специалистов хорошо известна индийцам: наш завод занимается ремонтом техники этого государства не первый раз.
По словам заводчан, предыдущий контракт на ремонт моторов индийские военные заключили с румынским «Аэростар» и остались недовольны качеством работ, поэтому вернулись в Одессу.
Советские истребители МиГ-21 были приняты на вооружение в Индии при Джавахарлале Неру, в 1964 году. Первые машины поставил Советский Союз. Это была ранняя модификация МиГ-21Ф13.
В 1966 году в Индии заработал завод, собиравший «мигари» по лицензии, а в 1970-х индийцы даже начали оснащать их двигателями собственного производства (тоже лицензионного). Всего индийские ВВС получили 874 «балалайки», из которых 482... разбились. Самолет заслужил в Индии прозвище «летающий гроб». Специалисты объясняют это низким качеством местной сборки в те годы и уровнем подготовки пилотов.
В 2000-х годах индийские МиГ-21бис подверглись серьезной модернизации. Кроме прочего, они получили новые радары и системы целеуказания. После 2019 года страна собиралась их поэтапно списывать, но неготовность перспективного легкого самолета «Теджас» заставила несколько отодвинуть эти планы.
Недавние события на границе с Пакистаном показали, что старенькие «бисы» могут на равных противостоять пакистанским F-16 американского производства - весьма серьезным и вполне современным машинам четвертого поколения. По словам экспертов, воздушный бой 27 февраля этого года показал, что «дельта-крыло ветерана вьетнамской войны делает его не только плохо видимым, но и невероятно маневренным самолетом». А увеличенная топливная емкость «превратила старый истребитель в надежного защитника огромного индийского воздушного пространства».
Напомним, в февральских столкновениях «бизон» - так называется индийская модификация - сбил пакистанского «сокола» (F-16). Правда, в этом бою индийцы потеряли другой Миг-21 этой пары, но и ничейный счет очень показателен. Ветеран в умелых руках еще очень хорош, и то, что ремонт его двигателей доверили одесситам, говорит об очень многом.
«Ловить микроны пальцами»
Специфика ремонта мощных турбореактивных двигателей состоит в поиске и замене неисправных лопаток компрессоров и турбин. Эта работа требует большого опыта и квалификации. Мастер цеха в шутку рассказывает, что слесарь-сборщик по ремонту двигателей «должен уметь ловить микроны пальцами» (микрон - тысячная доля миллиметра, - Ред.)
Корреспонденту «Думской» удалось побывать в святая святых предприятия - на испытательной станции двигателей, где проходят проверку обновленные моторы. Их устанавливают на специальный стенд-раму, где с помощью дистанционного управления запускают и выводят на нужные режимы работы. Горячие газы выпускаются в огневую камеру, а для снижения шума построена звукопоглощающая конструкция высотой 15 метров, похожая на небольшой дом.
Последнюю возвели в далеком 1963 году, причем это был тот редкий случай, когда советская оборонка прислушалась к пожеланиям простых граждан.
Тогда завод начал заниматься ремонтом турбореактивных двигателей РД-9Б для истребителей МиГ-19 и Як-25. Ежемесячно предприятие ремонтировало до 70 моторов, а это значит, что испытательная станция работала круглосуточно. К тому времени одесские спальники почти вплотную подступили к Школьному: первыми были Черемушки. И если в дневное время шум испытываемых двигателей был на уровне городского фона, то ночью распространялся на расстояние до 10 километров. Люди не могли спать.
Жители стали жаловаться на запредельные децибелы во все инстанции, и в конце 1963 года было принято решение бросить военно-строительные организации города на возведение звукопоглощающих конструкций. Ветеран завода Юрий Молчанов (к сожалению, ныне покойный) рассказывал, как это было:
«Дело было зимой, но работа получила статус срочной. Испытательную станцию остановили на несколько месяцев, сотни рабочих ничего не делали, план выпуска двигателей был под угрозой срыва. В конце концов принятые меры дали свои результаты - в конце 1963 года завод получил современную испытательную станцию двигателей, оснащенную необходимым звукопоглощающим оборудованием».
После ввода станции в эксплуатацию жители Черемушек, Юго-Западного массива и всей Одессы могли спать спокойно.
Напомним, Одесский авиационный завод выполняет ремонт Л-39 для Уганды