13.12.19 

ImageСколько стоит подготовка первоклассных летчиков, хватает ли боевых вертолетов, и почему летчики не спешат бежать в гражданские компании, несмотря на заманчивые предложения?

На эти и другие вопросы накануне Дня Сухопутных войск ответил генерал-майор Игорь Яременко, начальник армейской авиации Сухопутных войск ВС Украины.

Справка:

Игорь Витальевич - летчик-снайпер. Пилотов такого уровня в Украине единицы. Кавалер ордена Богдана Хмельницкого III степени, участник миротворческих миссий в Восточной Славонии, Косово и Конго ... 

 «В этом году впервые провели несколько летно-тактических учений ночью и в очках ночного видения»

 - С какими результатами армейская авиация завершает 2019-й год? Ведь планы перед собой ставили достаточно амбициозные. Все удалось?

- Есть серьезные показатели в часах налета - до полсотни на летчика! Для того, чтобы вертолетчики Ми-24 чаще летали, переучили их на другие типы вертолетов. Дело в том, что проблема с «двадцать четверками» до сих пор не решена, лопасти изготавливают только в России... Чтобы не терять летные навыки, пилоты летают на Ми-8 и Ми-2. В этом году впервые провели несколько летно-тактических учений ночью и в очках ночного видения. Это очень серьезный шаг. Летчики и физически, и психологически готовятся воевать. Сейчас все наши бригады тренируются ночью. Впервые поисково-спасательные службы и днем , и ночью высаживались на Говерлу, активно готовились в море. Также мы участвовали во всех международных учениях - «Rapid Trident», «Sea Breeze» ... И, конечно же, выполняем задачи в районе ООС.

Скажу по правде, весь личный состав несколько «подкосила» катастрофа в Бродах, прежде всего морально - мы потеряли не просто боевого офицера, а командира бригады. Бывают и тяжелые минуты в жизни военных, но мы должны это пережить и защищать страну дальше, потому что кто, как не мы.

«Управляемыми ракетами с Ми-24 стреляют уже пятикурсники»

 - В этом году в бригаду пришли молодые летчики, которые поступали в вуз в 2014 году. Фактически во время их вступительных экзаменов начали сбивать наши борта ...

 - Это очень мотивированные люди, которые даже меня, скептика, удивляют, именно за ними - будущее авиации. Мы внесли немало корректив в программу подготовки авиаторов после потерь 2014-2015 годов. В этом году курсанты 5-го курса, что сейчас уже пришли лейтенантами, впервые на полигонах отстрелялись управляемыми ракетами с вертолетов Ми-24. То есть курсанты пришли в части уже готовыми специалистами. В дальнейшем тоже не сбавляем обороты. Важной задачей, кроме постоянного повышения уровня летной подготовки, является также изучение английского языка. Сейчас проблема стоит довольно остро, ведь государственных программ на всех не хватает, да и невозможно всех сразу на курсы отправить. Вероятно, что будем нанимать преподавателей. Без хорошего уровня английского языка мы не можем говорить о совместимости с НАТО. Если раньше переводчиками в миссии ООН часто ездили пехотинцы после определенного отбора, то сейчас я настаиваю на том, чтобы это был молодой летный состав. Это позволит одновременно и язык подтянуть, и полетать. Но для этого уже должен быть неплохой уровень языка. Без знания языка попасть в миссии будет проблематично. Поэтому зарубежные командировки являются своего рода стимулом.

 - Цена подготовки летчика первого класса - около миллиона долларов. Это пять лет обучения, плюс расходы на летную подготовку на протяжении многих лет .... Пока не возникает проблем с горючим?

 - В последнее время нет такой проблемы. Осенью, во время летно-методического сбора, около 80 летчиков повысили свою классную квалификацию. Такой показатель - действительно весомый. К тому же мы говорим только об осени, подобные сборы были и весной. Даже лейтенанты предыдущего года выпуска в этом году почти полностью получили третий класс, отлетав установленную норму.

  «Иностранцы предлагают зарплаты от 200 000. У нас летчики получают 20-30 тысяч. Однако большинство остаются служить»

  - Ни для кого не секрет, что в частных компаниях украинским военным летчикам предлагают зарплату в несколько сотен тысяч гривен. Насколько остро стоит проблема текучести кадров?

 - Частные авиакомпании действительно гоняются за нашими летчиками и инженерами. Их можно понять. Наши авиаторы - это специалисты с колоссальным боевым опытом. Такого специалиста не выпустит ни одна гражданская летная академия. Они предлагают зарплаты от 200 000. У нас же летчики получают 20-30 тысяч. Почти в десять раз меньше. Однако мотивация у наших людей - высокая. Поэтому, несмотря на материальные интересы, большинство остаются служить. Немало летчиков, что освободились до войны, в 2014-2015-х годах пришли по мобилизации и снова подписали контракты ... В этом году в июне несколько таких летчиков уволились в возрасте 60 лет, а еще в мае - летали!

Image- Когда-то  Вы сказали, что десять летчиков войну не выиграют ... Так сколько подготовленных специалистов нам нужно?

- Много летчиков не бывает. Каждый на вес золота. Однако, для успешного выполнения задач, нам нужна еще и новая техника, вооружение и, конечно, хорошо подготовленный летный состав... Да я реалист и очень надеюсь, что мы все-таки протянем идею создания резервного состава летчиков, чтобы, в случае необходимости, в короткий срок поставить в строй действительно подготовленных специалистов.

«В планах - приобретение вертолетов в США. Есть также идея построить украинский вертолет «Атаман»

- По технике ... Хватает ли сейчас боевых машин? Ведь, как отметили, с Ми-24 проблема ... Да и нельзя не вспомнить печальную статистику: во время боевых действий в Донбассе было потеряно более десяти вертолетов.

 - Не буду обнародовать цифры, но в 2014-м летала только четвертая часть всех имеющихся в Украине бортов. Теперь в строю около восьмидесяти процентов машин. Даже учитывая потери техники, мы вышли на достаточно неплохой уровень. Много техники было не просто отремонтировано, но и модернизировано. Остается нерешенной проблема с «двадцать четверками», с Ми-8 и Ми-2 - никаких проблем нет. Также в планах приобретение вертолетов в США. Есть идея построить украинский вертолет «Атаман».

 Image «За полгода летчик « привозит »из Африки 150-200 часов налета. В Украине такой налет приобретается за 4-5 лет» 

- Недавно началась ротация украинского миротворческого контингента в Конго. Каково ваше личное отношение к участию наших вертолетчиков в миссиях ООН?

- Во-первых, за полгода летчик «привозит» из Африки 150-200 часов налета. В Украине такой налет приобретается 4-5 лет. Во-вторых, это опыт полетов в экстремальных условиях, где техника себя совсем иначе ведет. Чтобы пилотировать в Африке, надо в совершенстве знать технику, максимально тщательно делать все расчеты, понимать, при какой температуре и на какую гору можно садиться. В будущем это дает большую уверенность в себе. К тому же это безумная практика не только для летчиков, но и для инженеров. Они работают в режиме non-stop, чтобы техника всегда была готова к полетам. А мы отправляем туда как опытных специалистов, так и тех, кто только учится. В-третьих, за это платят нашему государству средства. За работу четырех Ми-24 Украина ежемесячно получает около миллиона долларов. И каждый наш специалист получает едва ли не единственную возможностью заработать на собственное жилье. А еще, профессиональная работа наших военных летчиков - это весомый вклад в международный имидж Украины. Когда наши люди встречаются в Африке с представителями других континентов, они доносят информацию о войне, о России ... Африка психологически готовит к настоящей войне ...

«Без наших вертолетов не происходит ни одна боевая операция в Конго»

- Как оценивают работу украинских вертолетчиков иностранные коллеги?

- Наших специалистов очень уважают во всем мире. Без наших вертолетов не происходит ни одна боевая операция в Конго, ни сопровождения, ни гуманитарные проекты ... Наши летчики никогда не прячутся от работы, и за это нас ценят. Авиация - это действительно дорого, и вместе с тем очень эффективно. Боевые действия на Донбассе продемонстрировали необходимость наличия серьезного ударного компонента, современных передовых технологий. К счастью, в нашем оборонном ведомстве понимают, что без инвестирования в отрасль прогресса не будет ...

- Какую бригаду армейской авиации считаете лучшей?

- В общем, я за здоровую конкуренцию, а не за то, чтобы всех всегда только хвалить. На данный момент 12-я бригада по уровню подготовки и возможностями - на пол шага впереди, по сравнению с другими. Но повторюсь, только на полшага ...

- В этом году сделано много. Планы на следующий год не менее амбициозны?

- В планах - дальнейшее наращивание возможностей. Если в этом году провели два летно-тактические учения ночью и с очками ночного видения, то в следующем году их будет значительно больше. И курсантов будет больше, и готовить их будем еще интенсивнее. Ставку делаем на взаимодействие со всеми родами войск и универсальность летчиков. Наша задача: каждая бригада должна эффективно воевать на любом участке государства, хоть над морем, хоть над горами ...

- Не жалеете, что согласились занять такую ответственную и непростую должность?

- Нет. Правда, сейчас я скорее кризисный менеджер, чем летчик ...

Джерело armyinform