Тендер по продаже первого самолета Ан-148 будет проводиться специально созданной для передачи этих машин в лизинг государственной компанией "Лизингтехтранс". По словам коммерческого директора этой структуры Тараса Семикопного, о проведении конкурса будет объявлено уже до конца этой недели. "Договор должен быть подписан уже до конца мая – таково требование Минтранса",– сообщил господин Семикопный. После того как будет подписан контракт, "Лизингтехтранс" сможет перечислить запланированные для производства самолета государственные средства киевскому заводу "Авиант", который должен будет завершить сборку до конца года.
Ан-148 – региональный реактивный самолет, предназначенный для грузовых и пассажирских перевозок на расстояние до 3,6 тыс. км при крейсерской скорости 820-870 км/ч. Его базовый вариант способен вместить до 80 пассажиров. Оценочная емкость мирового рынка в данном классе до 2013 года – 500 штук, в СНГ – 170 штук. Заводская стоимость машины – $20 млн.
В тендере смогут принять участие только украинские авиаперевозчики. "Оставлять первые машины внутри страны-производителя – это обычная практика. Это показывает надежность новой машины. Ведь если в стране не боятся на ней летать, то и другим бояться нечего",– пояснила аналитик ИК "Конкорд Капитал" Инна Перепелица. Приобрести Ан-148 хотят как украинские, так и зарубежные авиаперевозчики. Как ранее сообщал Ъ, АНТК им. Антонова уже подписал твердые контракты на поставку этой модели казахским авиакомпаниям СКАТ и "Беркут", российским KrasAir и "Россия" (см. Ъ от 27 февраля). Всего же до конца 2010 года "Авиант" планирует произвести 34 самолета.
О своем намерении участвовать в тендере Ъ вчера сообщили МАУ, "Донбассаэро", а также ряд региональных компаний: "Южные авиалинии" (Одесса) и "Львовские авиалинии". Крупнейший авиаперевозчик страны "Аэросвит" пока решения об участии в тендере не принял. "Оно будет принято, когда мы увидим условия тендера,– сказал пресс-секретарь 'Аэросвита' Сергей Куцый.– Поставщик Ан-148 должен гарантировать соответствие самолетов заявленным летно-техническим характеристикам, включая такой важный для авиакомпаний показатель, как расход топлива". Господин Куцый напомнил, что для 80-местной модели Ан-148-100В расход топлива заявлен в пределах 1,9 т на час полета. "Это нормальный показатель, но как будет на самом деле, еще непонятно",– отметил он. Кроме того, использование Ан-148 только на внутренних линиях в компании считают неэффективным. Напомним, что сертификация модели по международным стандартам завершится только в феврале следующего года.
По мнению экспертов, наибольшие шансы на победу в тендере имеет компания МАУ, 61,6% акций которой принадлежат государству. "Не исключено, что победителем будет именно МАУ, чтобы показать потенциальным зарубежным покупателям, что даже крупнейшая госавиакомпания пользуется украинским 'Ан`ом'",– говорит госпожа Перепелица. В самих МАУ признаются, что не видят особого преимущества "Ан`ов" перед Boeing, из которых состоит флот компании. "В данном случае – это скорее вопрос государственного престижа. Мы солидарны с Минтрансом и считаем, что если будем эксплуатировать авиатехнику украинского производства, то это положительно повлияет на престиж государства",– уверена пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
ОЛЬГА Ъ-ФЕДОРЯК
Источник: www.kommersant.ua