Немногим президентам пришлось перемещаться самолетами, которые изготавливают в их странах. У Дональда Трампа борт №1 - это Boeing, у Эмануэля Макрона - Airbus, наш Президент летает на Ан-148-100В, 15 лет с первого полета которого отметили 17 декабря.
Сейчас в мире эксплуатируют 45 региональных пассажирских самолетов семейства Ан-148-100 и его модификаций. 11 из них изготовлено в Киеве на серийном авиазаводе и опытном производстве КБ «Антонова». Самолеты Ан-148 и его модификации налетали 200 000 часов, совершили 120 000 полетов и перевезли более 7 000 000 пассажиров.
Директор программы по самолету Ан-148 и его модификаций Виктор Казуров работает на ГП «Антонов» более 43 лет. Получив образование в Харьковском авиационном институте, он начал трудовой путь на предприятии в коллективе отдела планера. Его наставником был выдающийся конструктор Леонид Мисан. В период с 1985 года руководил бригадой силовых конструкций из композиционных материалов. С 2002 - директор программы по самолету Ан-148 и его модификаций.
- Виктор Николаевич, что означает Ан-148 в вашей конструкторской карьере?
- Ценю школу, которую прошел при создании самолета. Конструкторы и рабочие совершили трудовой подвиг. Петр Балабуев сделал Ан-148-100 на одном дыхании. Ни он, ни мы не уходили в отпуск. В середине 2002 года, когда еще не было проектной документации, начали изготавливать первые детали этого самолета, а в декабре 2004-го он совершил первый полет. В 2007-м получил сертификат летной годности (на это ушло почти пять лет - срок, соответствующий мировым стандартам, раньше такая процедура длилась почти 9 лет).
Петр Васильевич имел удивительную способность объединять людей, предприятия и вдохновлять их идеей. Благодаря ему, когда начинали строить Ан-148, все участники проекта разделяли риски. Наши партнеры - «Мотор Сич», «Ивченко-Прогресс», ФЭД, ХГАПП и другие на условиях распределения риска внесли большой вклад в создание самолета в сжатые сроки.
- Какие мировые аналоги в линейке пассажирских самолетов и преимущества Ан-148?
- Из-за исчерпанного ресурса с рынка ушли устаревшие Ту-134, Як-42, и нужен был новый региональный реактивный самолет на 75-85 пассажиров. Генеральный конструктор поставил задачу создать конкурентоспособный самолет нового поколения с максимальной экономической эффективностью в эксплуатации.
Наши конструкторы применяли лучшие западные и украинские комплектующие для современного лайнера, способного перевозить до 89 пассажиров на расстояние 3500 км, а 75 пассажиров - на 4400 км. Современное бортовое оборудование и электродистанционная система управления позволяют использовать самолет на любых воздушных трассах, в простых и сложных метеоусловиях, на маршрутах с высокой интенсивностью полетов. Его проектировали при активном участии авиакомпаний.
Наша машина отличается от Embraer-170, Embraer-175, Bombardier CRJ700 большим диаметром фюзеляжа и верхним расположением крыла. Это дает самолету определенные преимущества: пассажирский салон обеспечивает повышенный комфорт, присущий магистральным самолетам, наибольший объем багажных полок в своем классе, высокое расположение двигателей над взлетной полосой обеспечивает повышенную их защиту от повреждений. Самолет получил сертификат на эксплуатацию в диапазоне температур от минус 55 градусов до плюс 45. Например, в Якутии наши два опытных Ан-148 находились месяц, тогда как западные машины, залетали на эту территорию и быстро ее оставляли. Кроме того, самолет получил сертификат на эксплуатацию с неподготовленных грунтовых аэродромов и на полеты в условиях высокогорья - 4100 метров, что расширяет круг его эксплуатантов.
- Мог бы этот тип самолета стать региональным в нашей стране? Почему предпочитаем старые Боинги?
- Экономика эксплуатации Ан-148 подтверждает его высокую конкурентоспособность. Принимая во внимание, что Boeing и Airbus часто летают не полностью загруженными (40-80 пассажиров), это позволяет ему заменять их на этих маршрутах. Если они тратят 2200-2300 кг топлива в час полета, то наш Ан-148-100 потребляет всего 1400-1700 кг.
Проблема в том, что отечественные компании хотят, чтобы самолет реализовывали по лизинговой схеме. А в Украине нет авиационной лизинговой компании. Хотелось бы, чтобы была создана государственная лизинговая компания, разработана и внедрена госпрограмма по поддержанию авиакомпаний, эксплуатирующих антоновские самолеты. Нужна государственная поддержка и госзаказ.
- Какие самые счастливые и знаковые моменты в жизни этой машины?
- Это первый ее полет, этап проведения летных испытаний 2006-2007 годов, когда, как говорил Петр Балабуев, мы учили его летать. С первого коммерческого полета в Украине рейса Киев-Харьков храню билет. Опытный №01-01 было доработано до типовой конструкции и передано в эксплуатацию Аэросвиту. Пассажиры не поверили, что такой самолет сделали их соотечественники. В 2013 году он налетал почти 400 часов в месяц. Эксплуатировали его 18 часов, он выполнял 6-8 полетов в сутки. В 2007-м и 2009 годах участвовал в выставках в Ле Бурже.
- Как Ан-148 стал самолетом президентов Украины?
- В 2008 году государство предоставило средства на закупку трех самолетов через лизинговую компанию «Лизингтехтранс» (теперь «Антонов-финанс»). Самолеты №01-09 и 01-10 построили на серийном авиазаводе, а опытный №01-01 был доработан к типу. Они работали в Аэросвите, затем МАУ. В 2013 году, согласно постановлению Кабмина, Ан-148-100В №01-10 передан в президентский отряда самолетов ГАП «Украина». За шесть лет он выполнил около 500 рейсов, а передачу №01-9 еще осуществляют.
- На какой стадии программа по импортозамещению комплектующих самолета?
- Продолжается работа по выпуску конструкторской документации, стендовая обработка. Но нужно, чтобы и государство поддержало выполнения программы, что требует больших финансовых затрат.
- Какую модернизацию машины проведено за 15 лет?
- Нужно постоянно совершенствовать машину. Ан-148-100 - самолет базовой конфигурации, который стал основным для семейства. На его базе сделаны другие модификации: самолет с удлиненным фюзеляжем Ан-158 вместимостью до 99 пассажиров, Ан-148-200 до 89 пассажиров, административный самолет, медицинский. Есть самолет с англоязычной кабиной. У Ан-148 современная кабина экипажа, это командный центр, разработанный с участием наших летчиков-испытателей и линейных летчиков.
Для совершенствования самолета разработано более 100 мероприятий. За это время выпустили 1800 изменений конструкций, 17 приложений к сертификату типа. Недавно по просьбе кубинцев занялись обеспечением полетов в облаках вулканического пепла.
- Что хотите пожелать своему детищу?
- Счастливого полета. Чтобы самолеты больше летали, тогда у них меньше проблем. Как только машина останавливается, начинаются всевозможные болезни. Чтобы появлялись новые пассажирские и военно-транспортные модификации.