27.01.20 

ImageАссоциация «Аэропорты Украины» ГА (ААУГА) была основана в 1992 году для содействия развитию аэропортов и авиапредприятий Украины, защиты интересов своих участников, на сегодня 95 из 15 стран мира, в том числе 21 аэропорт, и передовые предприятия авиационной отрасли.

С 2014 года ААУГА является полноправным членом Совета аэропортов Европы (АСІ Европа), где получает консультации и поддержку позиций ААУГА по внедрению новейших технологий, моделей, форм управления и контроля в авиационной (аэропортовой) деятельности, в том числе при взаимоотношениях и взаиморасчетах всех участников рынка авиаперевозок.

Исходя из вышесказанного, ААУГА поддерживает позицию Министерства инфраструктуры Украины относительно пересмотра ставок за аэронавигационное обслуживание, в частности, Изменений в приказ от 04.06.2019 № 415 «Об установлении Ставок платы за услуги по аэронавигационного обслуживания воздушных судов в воздушном пространстве Украины», которым вводится новая ставка платы за аэронавигационное обслуживание на маршруте и единая для всех аэропортов Украины ставка платы на подходе и в районе аэродрома.

Этим документом новое руководство Министерства приняло взвешенное решение в вопросе установления единой ставки платы за аэронавигационное обслуживание на подходе и в районе аэродрома на основе анализа ситуации на рынке авиаперевозок. В дальнейшем это откроет возможность сбалансированного полноценного развития всех участников авиационного рынка.

Примененные министерством принципы определения национальной базы расходов, касающихся организации воздушного движения на маршруте, и вычисления единых ставок платы за аэронавигационное обслуживание в Украине полностью соответствуют международной практике ICAO и принципам, установленным Европейской организацией по безопасности аэронавигации (Евроконтроль), членом которой Украина стала в 2004 году.

Стоит отметить, что услуги по аэронавигационному обслуживанию в Украине, как и во всем мире, - это платные услуги. Для организации и обеспечения такого обслуживания в любом государстве необходима сложная аэронавигационная система, все составляющие которой предусматривают использование дорогостоящего высокотехнологичного оборудования и подготовку высококвалифицированного персонала. Также важно соблюдение норм и стандартов, принятых международным авиационным сообществом. От уровня развития национальной аэронавигационной системы зависит безопасность воздушного движения, а, следовательно, жизни и судьбы людей.

Изменения в приказ Мининфраструктуры от 04.06.2019 № 415 «Об установлении Ставок платы за услуги по аэронавигационного обслуживания» совершенствуют государственную тарифную политику в транспортной сфере и устраняют замечания АМКУ по применению различных ставок платы за аэронавигационное обслуживание на подходе и в районе аэродрома для Международного аэропорта «Борисполь» и всех других аэропортов (установленных приказом от 04.06.2019 №415). В результате выполнена рекомендация АМКУ от 12.12.2019 №68-рк о прекращении действий, которые приводят к нарушению законодательства о защите экономической конкуренции.

Поэтому такие изменения устраняют дискриминационные условия предоставления отдельным аэропортам льгот и преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, и приводят к ограничению конкуренции путем установления низких ставок плат за аэронавигационное осболуговування на подходе и в районе аэродрома.

Применение новых ставок будет способствовать полноценному развитию авиационного рынка, где будет соблюден баланс интересов государства и пользователей воздушного пространства, обеспечит покрытие расходов национального провайдера за предоставление аэронавигационного обслуживания и будет способствовать стабильной работе и развитию национальной аэронавигационной системы Украины, что положительно повлияет на безопасность полетов в украинском небе.

Напомним, 12 декабря 2019 года Антимонопольный комитет Украины в рамках рассмотрения дела по установлению для одного аэропорта вдвое меньшей ставки платы за аэронавигационное обслуживание, чем для всех остальных аэропортов, сделал вывод о признаках нарушения законодательства в части защиты экономической конкуренции.

Ранее приказом от 04.06.2019 № 415 регулятор установил ставку платы за аэронавигационное обслуживание на подходе и в районе аэродрома в размере 210,0 евро для международного аэропорта «Борисполь» и 411,0 евро для всех остальных аэропортов страны.

В результате рассмотрения дела Антимонопольный комитет Украины признал такие действия антиконкурентными и констатировал предоставление отдельным субъектам хозяйствования преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов.