Аэропорт "Борисполь" конкурирует за пассажиров с варшавским аэропортом имени Фредерика Шопена. Как не проиграть борьбу?
Рассказывает Г.Зубко, заместитель генерального директора по коммерческой деятельности аэропорта "Борисполь".
Стабильное развитие государственных предприятий невозможно без поддержки государства, поскольку каждый акционер должен быть обеспокоен успеваемостью его бизнеса.
Тема навеяна рабочим визитом в варшавский аэропорта имени Фредерика Шопена, с которым аэропорт "Борисполь" находится в одной группе по классификации АСИ (10-25 млн пассажиров).
Также подобное техническое оснащение, не отстает в инфраструктурном плане и соответственно обеспечен сервисами.
Стоит отметить, что аэропорт "Борисполь" является прямым конкурентом аэропорта Шопена, мы боремся за одного и того же трансферного пассажира.
Поэтому, идя путем сравнения, попробую показать, как два похожих инфраструктурных объектов развиваются в условиях разного подхода государственного управления.
Выплата дивидендов государству
Варшавский аэропорт Фредерика Шопена платит государству 15% дивидендов в год. Остальные деньги направляются на постоянное инфраструктурное развитие аэропорта.
Зато правительством Украины было принято решение, согласно которому для части государственных предприятий, в том числе для аэропорта "Борисполь", выплату дивидендов повышен с 40 до 90%.
Предприятие должно иметь возможность развиваться за счет собственного заработка.
В противном случае наши инфраструктурные проекты, например, строительство перрона, продолжение галереи терминала D, реконструкция cargo-терминала и ЦОС (централизованной заправочной системы), может постичь судьба долгостроев.
Напомню, что мы уже имеем соответствующий опыт с многоуровневым паркингом, строительство которого затягивалось с 2011 года.
Управление собственным имуществом
Варшавский аэропорт имени Фредерика Шопена владеет и управляет своим имуществом сам - в отличие от аэропорта "Борисполь".
Нашим имуществом распоряжается Фонд государственного имущества Украины через свое региональное отделение по предварительно определенной совместно с Министерством инфраструктуры процедурой.
Позиция аэропорта, как непосредственного балансодержателя, учитывается на уровне пожеланий, то есть почти никогда.
Когда мы говорим, что государство является неэффективным собственником каких-либо процессов, мне прежде всего хочется говорить об арендных отношениях в отношении государственного имущества. Манипуляционный и коррупционное поле таких отношений слишком широкое, ведь на любом этапе эти процессы можно саботировать.
И такие случаи не редкость. К примеру, в региональном отделении фонда государственного имущества (далее РО ФГИУ) по Киевской области уже более года продолжается процедура передачи в аренду части помещения первого этажа пассажирского терминала "D" для размещения пунктов обмена валют.
Первый конкурс состоялся 17.02.2017. По результатам аукциона победил один из "технических кандидатов" с ценой аренды около 280 тыс. грн в месяц (при стартовой в 12,9 тыс. грн).
Вполне закономерно, что договор аренды не был заключен. Поэтому РО ФГИУ по Киевской области повторно начало процедуру заключения договора аренды.
Повторные конкурсы состоялись 03.11.2017 и 10.11.2017. По результатам трех аукционов победу одержала одна компания с ежемесячной арендной платой 490 тыс. грн, 306 тыс. грн и 405 тыс. грн (напомню, при стартовой в 12,7 тыс. Грн), то есть цена 1 кв.м аренды помещения 3, 6 кв. м составила 5 тыс. долл., 3,15 и 4,16 тыс. долл.
При этом, максимальная арендная плата 1 кв.м площади в терминале "D" составляет около 130 долларов (это банкоматы и пункты обмена валют).
Исходя из этого, договор аренды не был подписан, а аэропорт снова не имеет возможности передать имущество в аренду и обеспечить пассажиров необходимыми услугами.
К сожалению, законодательством не предусмотрена ответственность за такой отказ, но при этом государство теряет средства на организацию нового конкурса, зато аэропорт теряет имидж и деловую репутацию, а пассажиры остаются без надлежащих услуг.
Базовый авиаперевозчик аэропорта
Аэропорт Варшавы тесно сотрудничает с национальным перевозчиком, что позволяет ему развиваться как авиахабу - пересадочному узлу.
В аэропорту считают, что только национальный перевозчик действительно заинтересован в развитии аэропорта как авиахаба, все остальные иностранные перевозчики используют аэропорт прагматично.
Усилившись авиакомпанией LOT Polish Airlines, аэропорт Шопена начал стремительно набирать обороты.
Как следствие - пассажиропоток аэропорта 2019 составил 18,86 миллиона пассажиров. LOT Polish Airlines - крупнейший перевозчик в аэропорту Шопена, базовая авиакомпания аэропорта.
В прошлом году почти 51,54% пассажиров аэропорта обслужила именно эта национальная авиакомпания.
У нас ситуация похожа: национальный перевозчик "Международные Авиалинии Украины" своим развитием стимулирует увеличение пассажиропотока в аэропорт "Борисполь", прежде всего трансферного.
Считаю, что в условиях постоянного сотрудничества со сформированным и мощным авиаперевозчиком аэропорт "Борисполь" имеет шанс стать сильным европейским авиахабом.
Поэтому мы должны развивать не только аэропорт, но и самого авиаперевозчика, а также совместный с ним продукт - трансфер.
Поляки свободно делятся опытом, в этом ценность европейской ментальности.
Они имеют стратегическое видение экономического роста. Кроме поддержки государственных предприятий они интегрируют свою транспортную систему в европейскую, расширяя логистику, - увеличивают возможности своей страны. Нам точно есть, что у них позаимствовать и внедрить.
Несмотря на большую разницу между государственными процессами, аэропорт "Борисполь" обошел варшавский аэропорт в международных рейтингах.
Наш аэропорт входит в тройку аэропортов по динамике прироста пассажиропотока в своей категории по рейтингу ACI Europe (Международного совета аэропортов, которая ежемесячно составляет рейтинг, анализируя данные более 230 европейских аэропортов).
Это большое признание, но и большой вызов для нас относительно сохранения динамики.
Чтобы аэропорт не проседал в показателях пассажиропотока и продолжал оставаться высокодоходным, нам нужен соответствующий подход относительно свободы управления своим имуществом и бюджета развития.