Крупнейшим импортером авиационного топлива в 2019 г. стала компания «Глуско Украина», нарастив поставки почти в два раза — до 74,2 тыс. т, по сравнению с 2018 г. (40,3 тыс. т).
Свыше 80% этого объема «Глуско Украина» импортировала из Литвы. Остальная часть — около 12 тыс. т — была поставлена из Беларуси, откуда не импортировала более четырех лет.
Двукратное повышение импорта преимущественно обусловлено ростом поставок в аэропорт Борисполь, где компания является оператором заправки самолетов: за год они увеличились с 24 до 46 тыс. т. Поставки в аэропорт «Киев» («Жуляны») сохранились на уровне прошлого года —15,7 тыс. т. Также росту импорта способствовало начало поставок РТ для Вооруженных сил: в сентябре 2019 г. «Глуско Украина» заключила с Минобороны контракт на 9 тыс. т.
Вторую строчку рейтинга заняла компания «Амик Украина» — оператор авиазаправки в аэропортах Борисполя, Киева, Харькова и Одессы. По итогу 2019 г. она импортировала 49,2 тыс. т против 43,5 тыс. т годом ранее. Компания в основном оперирует топливом литовского производства.
Тройку лидеров замыкает топливозаправочная компания Baltic Grand Service (BGS) c объемом 25,9 тыс. т Этот объем компания приобрела через специмпортера «БНК-Украина».
Лидер прошлогоднего рейтинга по объему импорта — группа «Трейд Коммодити» — сократила поставки в 8 раз, до 24 тыс. т, из которых примерно 20 тыс. т должно было быть поставлено по контрактам с Министерством обороны. Если в 2018 г. на «Трейд Коммодити» приходилось 33% всего импорта, то в 2019 г. — менее 10%. Резкое снижение поставок компанией связано с реформой системы целевого использования авиатоплива, внедренной в 2019 году.
Напомним, контроль над целевым использованием был введен для ликвидации схемы смешивания керосина с дизельным топливом, что приводило к занижению уплаты налоговых обязательств, в частности акциза. Такое смешивание и продажа продукта под видом ДТ имело экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (€139,5/тыс. л) и авиатопливо (€21/тыс. л). Потери же бюджета от этого оценивались в 1,5 млрд грн в год.
В 2017–2018 гг. эксперты и участники рынка указывали на порт Николаев, где фиксировался наибольший дисбаланс между объемом поставок авиатоплива и его дальнейшим выходом из порта. В 2017 г. такой дисбаланс составил 80 тыс. т, в 2018 г. вырос до 135 тыс. т.
Основным импортером топлива через порт Николаев является группа «Трейд Коммодити», которая одновременно была и лидером по импорту авиакеросина.
Как сообщалось ранее, в 2019 г. вследствие реформы объем рынка авиационного топлива в целом сократился на 39% (на 305 тыс. т), до 483 тыс. т.