09.05.07 

ImageГособоронзаказ на нынешний год «завис» на утверждении в Кабмине, из-за чего проект модернизации самолетов МиГ-29 снова отложен в долгий ящик.
Разговоры о модернизации парка истребителей МиГ-29 украинских ВС велись много лет. Впервые об этой необходимости заговорили в середине 90-х гг., затем эксперты не менее долго вели бурные дискуссии о возможных ее вариантах.
Планы по обновлению парка МиГ-29 могут получить практическое воплощение. Однако, изрядная доля сомнений в осуществлении проекта обусловлена традиционно низким уровнем финансирования оборонных расходов вообще и науки вкупе с производством в частности. Бюджетные ресурсы на выполнение НИОКР в пределах $5-10 млн. на год только подтверждали негативные перспективы, как армии, так и военпрома.

Но с планами по модернизации МиГ-29 помог случай. В конце 2005 г. Украина заключила с Азербайджаном контракт на поставку 12 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ. При этом условием контракта была модернизация техники. Украинские предприятия получили возможность опробовать «на практике» теоретические наработки по программе «малой модернизации» МиГов с финансированием не ситуативным, а вполне ритмичным. Ее результаты должны лечь в основу госиспытаний самолета для принятия на вооружение ВСУ. Затраты на создание опытного образца, естественно, будут значительно ниже, чем если бы Минобороны выступало единственным заказчиком работ.

Пока что украинские подрядчики по контракту участвуют в приемо-сдаточных испытаниях самолетов в Азербайджане. У модернизированного истребителя улучшена навигационная система, расширены параметры бортовой РЛС (увеличена дальность обнаружения и сопровождения цели, в т.ч. и за счет обновления элементной базы локатора), а также добавлена возможность применения ракет «воздух-земля» (выполнение огневых задач). Эти работы велись ЗАО «Фазотрон-Украина».

Главным исполнителем работ по самолету был назначен Львовский авиаремонтный завод Минобороны, который в дальнейшем и должен стать главной модернизационной базой МиГ-29. Тем более, что это предприятие разработал собственную программу малой модернизации МиГ-29, которая позволяла расширить боевые возможности истребителя при решении задач по поражению наземных и надводных целей за счет его оснащения управляемыми авиационными средствами поражения класса «воздух-поверхность» с телевизионными головками самонаведения.

Судя по всему, сумма подписанного контракта оказалась достаточно солидной. Украинские предприятия получили на опытно-конструкторские работы, во всяком случае, достаточно средств для выполнения контракта. Сроки его выполнения были сорваны, но это произошло, не столько по вине украинских специалистов, сколько по причине общих кризисных явлений в отрасли. При отсутствии постоянной системной работы без нормального планового финансирования трудно в сжатые сроки (а контракт первоначально предполагалось выполнить к концу прошлого года) успешно выполнить работы по модернизации самолета.

Оказалось, что «Фазотрон-Украина» так и не смог достичь заявленных показателей по увеличению дальности обнаружения целей. Для достижения необходимых характеристик все-таки необходимо создавать (или покупать у российского «Фазотрона») новую станцию. В России такая станция есть: это бортовая БРЛС «Жук М». В ее создании также участвовал украинский «Фазотрон», но в этом контракте был избран путь модернизации радара Н-019. Но стоит отметить, что за год фундаментальных результатов достичь сложно.

В ходе выполнения контракта была дипломатично решена проблема отсутствия российского разработчика - РСК «МиГ» - в модернизации «двадцать девятых». По утверждению представителей украинского Минобороны, при обсуждении проекта обновления парка самолетов на заседании Подкомиссии по ВТС в рамках Комиссии «Ющенко-Путин» российские разработчики подтвердили заинтересованность в участии в проекте «большой модернизации» МиГ-29, и, что примечательно, согласились на работу с украинским тактико-техническим заданием, а не предложили, как это было раньше, собственное видение на модернизацию отечественных истребителей.

Согласование позиций МОУ и российского разработчика стало одним из результатов мартовского заседания подкомиссии. Кроме того, отечественные предприятия, которые будут участвовать в кооперации по «большой модернизации» внесут свои наработки по азербайджанскому контракту и в этот проект. Но украинские бюджетные реалии отличаются от экспортных контрактов. Сумма на проект модернизации в 2007 г. предусмотрена сравнительно небольшая, 7,7 млн. грн., однако из них 7 млн. будут финансироваться за счет поступлений из спецфонда Минобороны. Но гособоронзаказ на нынешний год «завис» на утверждении в Кабмине, что не может не повлиять на сроки реализации проекта. Поэтому проект модернизации истребителей может быть снова отложен в долгий ящик.

Источник: ugmk.info