- Погодные условия простые, практически безоблачно, видимость более 10 километров, направление ветра восточный и северо-западный, температура около нуля градусов, ветер до 10 метров в секунду, - доложил дежурный синоптик.
Господа офицеры - счастливых полетов!
- Будем выполнять полеты на площадку, по западному и южному маршрутам. Высота полета 600 метров. Запасной аэродром «Калинов» свою готовность подтвердил. При выполнении полетов ночью в очках ночного видения высота полета по кругу - 50 метров, - инструктирует старший штурман.
- Запуск и выруливание - с разрешения руководителя полетов. Далее выполняем контрольное висение, посадку, осмотр вертолета. Дальше - взлет по заданию. В случае отказа авиатехники действовать согласно инструкции, в случае отказа радиосвязи - выход на ближний привод 100 метров, далее - заход на посадку. Для полетов по кругу ночью установят два инфракрасных маячка, - доводил личному составу руководитель полетов.
- Время начала полетов 14:30 заканчиваем в 21:30. Меры безопасности: рулежки на минимальной скорости из-за обледенения некоторых участков рулежных дорожек. На контрольном висении проверить запас мощности. После контрольного зависания - обзор. Полеты выполнять согласно с поставленными задачами. Через каждые 10-15 - минут контроль остатка топлива. При выполнении групповых полетов ночью - особое внимание и концентрация, - давал крайние установки командир 16-й отдельной бригады армейской авиации «Броды» полковник Павел Бардаков.
В это время из зала послышалось: «пять, четыре, три, два, один, 13 часов 49 минут - отсчет!»
- В 14 часов - поднятие флага. Господа офицеры, счастливых полетов! - наконец сказал командир, и экипажи вертолетов начали выходить на улицу.
Уже через считаные минуты над частью прозвучал гимн Украины, спетый военными, а над флагштоком развевался Государственный Флаг. Это незыблемая традиция летчиков перед выполнением полетов. А вскоре «запели» лопасти и моторы Ми-8 и Ми-2.
Молодые пилоты за два года налетывают вдвое больше, чем за пять лет обучения
Полеты по снегу, который только что выпал, особенные. Они требуют специальной техники взлета и посадки. А еще скользкая полоса, которая требует осторожности и внимания. Поэтому летная смена была незаурядной. Особенно для молодых летчиков, которые впервые выполняли полеты в ночное время в очках ночного видения. Но, все по порядку...
Характерное упражнение во время дневных тренировок экипажей - полет на эвакуацию тех, кто терпит бедствие. Вертолеты, сделав круг по маршруту, подлетали к определенной площадке и зависали на высоте 30 метров. Борттехник тем временем опускал на лебедке автомобильную шину. Она должна была коснуться земли там, где был условный пострадавший - точно в определенном квадрате. При этом летчики боролись с ветром, который достигал 10 метров в секунду, а это примерно 35-40 километров в час! Поэтому, удержать вертолет в определенной точке зависания - нелегкая задача. Но все экипажи четко справлялись с этой задачей.
- Упражнение с шинами - это полет на эвакуацию с зависанием над сушей. Это очень важный элемент, так как во время боевых действий на востоке страны вертолетчики часто проводили и проводят эвакуацию раненых как посадочным способом, так и с зависанием на определенной высоте. А в миротворческих миссиях мы таким образом эвакуируем людей. Поэтому все летчики Ми-8 обязательно отрабатывают этот элемент. Это одно из главных наших упражнений, - рассказал заместитель командира бригады по летной подготовке полковник Олег Старченко.
Как отметил комбриг, полеты проходят два-три раза в неделю, нет никаких проблем с авиационным керосином. В таких условиях летный состав приобретает хорошие практические навыки, особенно это касается молодых пилотов, которые в паре с опытными шлифуют мастерство и увеличивают налет.
- Я выпускник Харьковского национального университета Воздушных Сил 2017 года. За пять с половиной лет обучения налетал 60 часов. А за чуть более чем два года службы в части - 140! Мой общий налет уже составляет 200 часов, - в подтверждение слов командира рассказал командир вертолета старший лейтенант Евгений Копотун. - Есть в этом активе и часы, налетанные во время боевого дежурства в районе операции Объединенных сил.
О ночных полеты и «иномарке», которую носит в одной руке летчик
За работой время бежит быстро. Вскоре на аэродром спустились сумерки, а словно через мгновение небо покрылось звездами. Почти полная луна освещала землю. Красота...
- Дневное упражнение по эвакуации сложное, но не настолько, как полеты ночью в очках ночного видения. К тому же мы будем выполнять групповые полеты на Ми-8 в установленном строе, где интервал между вертолетами - 70 метров, а дистанция - 120, - рассказал полковник Олег Старченко.
По словам комбрига полковника Павла Бардакова, еще в августе 2014-го в части приступили к выполнению полетов ночью в очках ночного видения. Это - жизненная необходимость при ведении боевых действий. С тех пор и проходят такие тренировки. Сейчас более 90% личного состава имеет такой опыт. Учатся летать ночью и молодые летчики.
- Очки позволяют выполнять полеты ночью на очень малых и предельных высотах как днем. Оборудование очень надежное. Нам поставляют западные партнеры. Ночные очки апробированы не десятками, а сотнями часов полетов. И каждый год их модификации улучшаются, - рассказал полковник Олег Старченко.
Комплект летчика для ночных полетов состоит из шлема, очков и блока питания, который крепится на задней части шлема и является аварийным источником электроэнергии. У каждого пилота - индивидуальный комплект. Шлем подгоняется под голову летчика, а линзы очков - под каждую диоптрию глаз. В случае быстрого взлета каждый летчик берет свое комплект и отправляется на задание. Кстати, стоимость одного - 17 000 евро: две тысячи стоит шлем, 15000 - очки. Поэтому, каждый летчик носит в одной руке хорошую иномарку.
Во время ночных полетов почти весь свет на аэродроме выключается. Остается только необходимое для безопасности. Хорошо, когда луна полная: она добавляет освещения земной поверхности.
...К вечеру ветер стихает, а пара Ми-8 поднимается ввысь. Зрелище еще то. В объективе фотоаппарата, которому трудно зафиксировать четкие ночные контуры вертолетов, у них яркий футуристический вид, словно у неземных летающих объект. Романтика... Это слово для летчиков как синоним полетов. Изнурительные и динамические, однако они для них - минуты счастья. И это счастье - летные смены - для личного состава бригады «Броды» продолжается.