В Украине разворачивается драма вокруг ключевой стратегической аэрокосмической компании «Мотор Сич», которую США пытаются помешать купить Китаю.
Об этом пишет в своей статье издание Forbеs.
Антимонопольный комитет Украины готовит дело, которое потенциально может заблокировать сделку, предоставляющую Пекину доступ к уникальным оборонным технологиям. По словам председателя АМКУ, дипломатия и техническая помощь США сыграли ключевую роль в этом процессе.
Окончательное решение по сделке ожидается к концу марта.
Предприятие «Мотор Сич», созданное в 1907 году, является ведущим производителем вертолетных и авиационных двигателей, в том числе двигателей для крупнейшего в мире транспортного самолета Ан-225, также известного как «Мрия». Основная часть бизнеса предприятия также состоит в обслуживании и модернизации оборонных технологий советского производства.
У «Мотор Сич» есть клиенты примерно в 120 странах, особенно в тех, которые исторически наращивали свой военный потенциал, используя технологии советского производства.
В июне китайская аэрокосмическая компания Skyrizon объявила о покупке контрольного пакета акций предприятия за нераскрытую сумму, при условии одобрения сделки Антимонопольным комитетом Украины.
Но теперь антимонопольный орган заявляет, что может иметь веские аргументы против этой сделки, которая стала главным камнем преткновения в глобальном военном и политическом соперничестве между Китаем и США.
США упорно старались остановить сделку, и, скорее всего, им это удастся.
«В настоящее время мы расследуем две проблемы: последствия этой сделки для рынка, и вторую - мы расследуем факт того, что китайская сторона могла незаконно получить контроль над «Мотор Сич» в начале 2017 года», - рассказал глава Антимонопольного комитета Юрий Терентьев.
Терентьев говорит, что существует множество независимых доказательств того, что Skyrizon уже контролирует «Мотор Сич» через оффшорные компании.
Более того, президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев сообщил в декабре, что продажа действительно была завершена.
«Я мог бы закрыть завод, сократить количество рабочих. Это была проблема передо мной. Мы нашли инвестора ... Владельцы акций продали их через нашу биржу. Я продал свои акции», - цитировало Богуслаева агентство "Укринформ".
Антон Пономаренко, генеральный менеджер Beijing Xinwei Technology в Украине, группы, которая контролирует Skyrizon, и стоящей за сделкой, говорит, что группа китайских граждан уже давно владеет более чем 80% Мотор Сич.
По его словам, акции были куплены на законных основаниях в 2016–2017 годах порциями менее, чем 10% акций компании, что не требовало одобрения Антимонопольного комитета.
«Но для серьезных инвестиций компании нужна лучшая управляемость, поэтому была подана заявка на концентрацию, что означает покупку у группы китайцев одним китайцем», - говорит Пономаренко.
В случае обнаружения нарушений антимонопольного законодательства любые изменения в собственности украинской компании будут отменены, и «Мотор Сич» может быть оштрафована на 5% от ее оборота, что нанесет огромный удар по и без того тяжелой финансовой ситуации.
Компания объявила об обороте в 256 миллионов долларов и убытке в 21 миллион долларов по результатам за девять месяцев 2019 года. «Мотор Сич» потеряла большую часть своего бизнеса в России, когда началась война между двумя странами и были разорваны традиционные оборонные связи.
Есть и другие признаки того, что официальный Киев не ожидает, что сделка состоится.
В прошлом году министерство финансов предусмотрело 100 миллионов долларов от новых китайских владельцев в виде выплаты в специальный фонд, предназначенный для развития аэрокосмической отрасли в Украине.
Но в бюджете 2020 года такой строки нет, сказала министр финансов Оксана Маркарова. Министерство экономики, которое наблюдает за развитием событий вокруг «Мотор Сичи», не ожидает получения дохода от его продажи.
Украинские власти опасаются, что, если китайский покупатель получит контроль над «Мотор Сичью», компания вновь откроется для российского бизнеса и укрепит его военный потенциал, что подорвет внутреннюю безопасность.
Служба Безопасности Украины уже расследует предполагаемые незаконные поставки технологий в Россию компанией «Мотор Сич», что может быть классифицировано как государственная измена, сообщило СБУ в сентябре.
Но вокруг «Мотор Сичи» идет еще более масштабная геополитическая игра, поскольку Соединенные Штаты маневрируют, чтобы заблокировать продажу Китаю.
В августе Советник по национальной безопасности США Джон Болтон обсудил этот случай с высшими должностными лицами в Украине, включая президента Владимира Зеленского. В ноябре Wall Street Journal сообщил, что администрация президента Дональда Трампа обратилась к Эрику Принсу, частному подрядчику по вопросам безопасности и неофициальному советнику президента Трампа, с просьбой купить компанию.
Бывший высокопоставленный чиновник США, который говорил на условиях анонимности, заявил, что правительство США не будет возражать против других покупателей, включая иностранцев. «Мы просто не хотим, чтобы Китай заключил сделку», - сказал он.
В дополнение к дипломатическим усилиям, США работали за кулисами в Украине, чтобы сорвать сделку. Представители Соединенных Штатов встречались по этому делу с Антимонопольным комитетом Украины как минимум четыре раза в последние месяцы.
Глава АМКУ Терентьев сказал, что США «дали нам часть информации» о Xinwei. В частности, его агентство интересовалось подробностями о конечных бенефициарах оффшорных компаний, которые в настоящее время владеют "Мотор Сич", а также о других проектах Xinwei, их связях с Россией и любых значительных расследованиях в других юрисдикциях против группы и ее руководителей.
По словам Терентьева, информация, которую его агентство получило от США и из других каналов, в настоящее время анализируется.
Xinwei обладает разнообразным портфелем предприятий в 30 странах мира в самых разных областях: от телекоммуникационных сетей до экзотического и противоречивого проекта, такого, как Никарагуанский канал, 300-километровый водный путь стоимостью 50 миллиардов долларов США, цель которого - соединить Карибское море с Тихим океаном.
Но в последние годы бизнес группы потерпел ряд неудач во всем мире, сделки провалились, и компания изо всех сил пыталась вернуть кредиты. В июле Bloomberg сообщил, что котирующаяся на Шанхайской бирже компания потеряла в стоимости 21,5 млрд долларов с момента своего рекордно высокого уровня в 2015 году.
По словам Терентьева, из-за сделки с «Мотор Сич» Посольство США в Украине также направило письмо в Офис Президента с предложением создать новую процедуру контроля над инвестициями для чувствительных приобретений. АМКУ поддержал процесс, который установил бы прозрачные правила для блокирования передачи стратегических технологий третьим сторонам.
«У нас был ряд встреч еще в 2018 году, когда представители американского посольства заявили, что в Украине нет такого инструмента, и было бы целесообразно запустить его», - сказал Терентьев.
Но многочисленные источники в оборонной промышленности говорят, что может быть слишком поздно беспокоиться о передаче технологии из "Мотор Сич" в Китай.
«Китайцы, возможно, уже давно вывезли всю документацию, а также людей, но они не могут ее легализовать [без приобретения]», - рассказал бывший украинский военный чиновник, который непосредственно участвовал в сделке. Он говорил на условиях анонимности.