Обладатель «Воздушного Оскара» украинский военный летчик Юрий Булавка: «Есть фигуры, которые никто, кроме нас, делать так и не научился»
В серии авиационных шоу, которые прокатились по Европе, традиционно выступали украинские пилоты. Каждый раз европейская публика с нетерпением ждет Flanker - истребитель Су-27 пилотирует Украинская асс. И именно украинском - летчика 1-го класса миргородской бригады тактической авиации Воздушных Сил подполковника Юрия Булавку в польской Гдыне наградили «воздушным Оскаром» и признан лучшим пилотажником.
Летчик-ас откровенно рассказал журналисту АрмияInform о требовательных учителях, о том, что происходит после шоу, когда стихают аплодисменты, а также о болезненных вопросах, которые обычно остаются за кадром ...
«Каждая фигура высшего пилотажа - элемент реального боя, а не просто красивый маневр в воздухе»
- На авиашоу в Гдыне украинская делегация в этом году дебютировала и сразу победа. Чем удалось поразить разборчивую европейскую публику?
- Это было чисто гражданское авиашоу со своими изюминками вроде ночных салютов. В этом году на него впервые пригласили военнослужащих из разных стран. Чем поражали? Прежде всего красивым самолетом, что разбавил колорит части натовской техники. Наш многотонный истребитель хоть и большой, в воздухе имеет очень грациозный и необычный вид ... Но, конечно, если заглянуть, так сказать, за кулисы шоу, то все не так просто и позитивно. Сказать, что мы были за границей, увидели свет? Совсем нет. Это тяжелая работа, когда целый день проводишь на аэродромном бетоне, готовишься, ждешь, проделываешь полет ... Даже когда отточил до автоматизма все движения, все равно не расслабляешься. Важно же, чтобы все было не только красиво, но и максимально безопасно. А еще невольно следишь за «конкурентами» и подмечаеш: «Ого, как у него красиво получилось! Как бы это себе не дать в штангу? » Что уж говорить о длительной подготовке в Украине ... А тем временем зрители увидят всего несколько минут красивых виражей ...
- Ваша программа - это 28 фигур высшего пилотажа. Но это не просто эффектные маневры ...
- Каждая фигура высшего пилотажа - элемент реального боя, а не просто красивый маневр в воздухе, как это воспринимают гражданские. Не буду раскрывать всех секретов, и в моем выступлении использовались и элементы нанесения ударов по земле, и перехват, и атаки воздушных целей ... У нас есть опыт полетов в условиях боевых действий, а там не просто статуэтки дарят по четко выполненную фигуру ...
У наших летчиков часто «плагиатят» элементы программы
- А у летчиков «плагиат» существует? Случается, что подглядываете для себя какой-то элемент у зарубежных коллег и затем добавляете его в программу?
- На самом деле, «плагиатят» чаще у нас. С каждым годом замечаю, как у других стран появляются те же элементы, что и у нас, только с некоторой адаптацией. В конце концов, никто не запрещал спортивной конкуренции. Но я почему об этом так спокойно говорю? Потому что все равно остаются фигуры, которые никто, кроме нас, делать так и не научился, к примеру, «колокол». Хотя вопрос часто не в мастерстве пилотов, а в том, что техника может не выдержать ...
- Чем полезны для Украины - эти выступления и победы?
- Я скажу банально, но искренне, что горжусь представлять украинские Воздушные Силы на международной арене. Нас все знают, ждут, интересуются, куда мы в следующий раз поедем. О наших выступлениях всегда очень положительно отзываются. После выступления начинают массово искать нас в социальных сетях, брать автографы, фотографироваться .... Это приятно. Одна маленькая девочка меня, крепкого мужчину, так обняла после выступления в Польше, что думал, ни вдохнуть, ни выдохнуть не смогу ... Наши победы являются своеобразным стимулом и для нового поколения авиаторов. Молодые пилоты часто подходят и спрашивают: «Как научиться так красиво летать?» Отвечаю, что всему свое время.
Когорта украинских асов ...
- Вашим учителем был Александр Оксанченко ...
- Почему был? И сейчас есть. Надеюсь, еще долго будет контролировать все мои детали в небе, ведь таких людей - единицы. Самое важное, что он мне постоянно повторял, это то, что мастерство и ответственность - синонимы. Он научил меня всему. А его научил легендарный генерал Василий Никифоров, а того - Федор Тищук. Первым Украину на международной арене представлял Николай Коваль. Вот так продолжается преемственность поколений хороших людей, влюбленных в небо. Кстати, после моего выступления в Англии Коваль перезвонил мне и поздравил с наградой. Это было невероятно приятно. Он в 1996-м тоже ее получал. Вы не представляете, как было приятно услышать от человека, которым восхищался всю свою зрелую жизнь, что выступление понравилось, подросла достойная смена ...
«На время выступлений мы не облегчаем своих боевых самолетов, не снимаем комплексов. Возвращаемся - подвесили ракеты и несем боевое дежурство »
- А когда авиашоу вместе с аплодисментами и призами завершается - что дальше?
- Только вернулись из Польши, заступил на боевое дежурство вместе с другими летчиками части, начали готовить полеты уже по программе боевой подготовки ... У нас - боевые самолеты, и мы даже на время выступлений не облегчаем их, не снимаем комплексов. Поэтому прилетели - подвесили ракеты и несем боевое дежурство!
- О чем у вас всего болит голова как у заместителя командира бригады тактической авиации?
- Хотелось бы, чтобы наша техника развивалась и была весомым аргументом в вопросе защиты страны. К примеру, когда мы были в Литве и там стояло пять F-16 и наш красавчик Су-27, сразу стало понятно, кто на что нацелен. И хотя F-ки проигрывают по некоторым маневрам, однако в вопросах радиоэлектроники и авионики преобладают на голову. Понятно, что авиация - это огромные средства, но стоит хорошо изучать историю, чтобы понять, что такие инвестиции - необходимость. И я оптимист и верю, что в ближайшем будущем будут глобальные изменения к лучшему.
- Никогда не жалели, что выбрали такую непростую профессию?
- Помню, как школьником внимательно и с увлечением смотрел пилотаже разных летчиков ... Я и мечтать не мог, что когда-то все будут смотреть на меня ... Просто шел к своей цели и достиг ее. Я хоть и из военного поколения, но первый офицер в семье. Авиация - это болезнь. Я влюбился в небо еще со второго класса, с тех пор ничего не изменилось.