Министерство инфраструктуры рассматривает аэропорт «Борисполь» как дойную корову, которую почему-то решили зарезать.
Авиатранспорт по итогам пятилетки растет быстрее других. Один аэропорт «Борисполь» чего стоит? За пять лет годовой пассажиропоток они увеличили в 2,5 раза. По итогам 2014 года «Борисполь» обслужил 6,8 млн пассажиров, а в 2019 уже 15,2 млн.
Прошлое руководство Министерства инфраструктуры делало правильные шаги, чтобы развивать гражданскую авиацию. В Украину за пять лет пришли важные лоукостеры. Министерство внедрило целый ряд инициатив, которые открыли небо над страной. Полететь на самолете в другой город или страну — больше не роскошь.
Такими темпами «Борисполь» может стать важным восточноевропейским хабом. Ой, простите… Мог бы стать…
Видимо, Владислава Криклия, нынешнего Министра инфраструктуры не устраивает перспектива роста авиатранспорта. Министерство рассматривает аэропорт «Борисполь» как дойную корову, которую почему-то решили зарезать.
Аэропорт «Борисполь» — это успешное государственное предприятие. Согласно финплану, аэропорт отчисляет в бюджет 40% дивидендов. Но МИУ хочет 90%. И не просто хочет, он требует. Соответствующее решение принял Кабмин уже после утверждения финплана аэропорта.
Конечно, Кабмин может изменять норматив выплаты дивидендов. Но это нужно делать до утверждения финансового плана предприятия. Проведем аналогию с обычным бизнесом.
У вас работает завод, которым руководит эффективный топменеджмент. Вы получаете свою прибыль, а завод развивается. Каждый год вы получаете все больше и больше денег. В конце года правление вашего завода готовит финансовый план на следующий год. Они там показывают, какое оборудование завод купит, какие направления откроет, и сколько денег вы заработаете.
И вот, вы утвердили финансовый план, а завод начал выполнять свою программу развития. Но наступает день, когда ваша жена захотела новую яхту. Не завтра, не через год, а сегодня. И вместо того, чтобы поговорить с женой, вы требуете у своего завода выплатить вам дополнительные деньги. В итоге завод не купит оборудование, не откроет новые направления и принесет вам меньше денег. Разве это похоже на позицию эффективного собственника?
Похожая история сейчас в аэропорту «Борисполь». На заседании аэропортового комитета предприятия зам гендиректора Кирилл Звонарев отчитался, что аэропорт выполнил требование Кабмина и перечислил 2,1 млрд грн в бюджет. Эта сумма на 1,3 млрд грн превышает сумму, которую установили в финплане аэропорта. Выполнение хотелки Правительства привело к тому, что на 1,3 млрд грн аэропорт недофинансировал свои инфраструктурные проекты. За эти деньги должны были продолжить галерею вылета терминала D, реконструировать карго-терминал, заправочную станцию и выполнить ряд меньших инфраструктурных проектов.
Интересно, что главная международная ассоциация ИКАО резко критикует подобные инициативы мининфраструктуры. Они прямо заявляют, что увеличивать объем денег, которые изымают у аэропорта можно только по согласию самого аэропорта и его клиентов. Иначе, это чистой воды грабеж.
Складывается стойкое впечатление, что профильное Министерство лишает аэропорт денег на развитие. Такое решение очень перекликается с идеей передать успешный «Борисполь» в концессию частникам. Интересно, какой откат получат министр Криклий и премьер Гончарук за то, что отдадут аэропорт частникам.