Крыло, винты, турбины, двери аварийного выхода, камеры сгорания двигателя и иллюминаторы - после окончания срока эксплуатации самолета эти детали могут оказаться в музее или среди металлолома. Но украинская компания А83 предлагает еще одну альтернативу: сохранить их историю и эстетику в мебели и декоре.
Корреспондент пообщался с основателем А83 Андреем Сухиным и дизайнером интерьера Ольгой Терефеевой, чтобы узнать больше о производстве и особенностях этой необычной мебели.
Стол с характером
История компании А83 началась в 2018 году: тогда Андрей Сухин решил создать для себя стол, который бы воплощал его характер и личность. «Большинство мебели, которая нас окружает сегодня - это универсальные унисекс предметы, которые могут стоять и в кабинете, и в офисе, и в салоне красоты. Они различаются по форме или цвету, но одинаковые по своей сути, - рассказывает он. - Два года назад меня очень поразил стол моих друзей-кузнецов, сделанный из массивного дуба: это была настоящая мужская вещь. И мне захотелось иметь что-то подобное».
Наконец, Андрей, инженер ракетно-космических комплексов по образованию, решил передать характер и желаемую маскулинность будущего стола именно через авиационную тематику. Поэтому следующим шагом стал поиск необходимых деталей. «Я нашел человека, который выкупает самолеты на металлолом, и приобрел дверь аварийного выхода», - вспоминает основатель А83. Они стали основой для первого предмета компании - кофейного столика.
По словам Андрея Сухина, название компании А83 отсылает сразу к двум самолетов. «Во Вторую мировую войну мой дедушка летал на Douglas A-20, отсюда буква« А ». Номер 83 - от McDonnell Douglas MD-83, первого самолета, который я лично разобрал», - рассказывает он.
Шильд с историей
Сегодня Андрей сотрудничает с авиакомпаниями и людьми, которые покупают самолеты на металлолом по всей стране. «Иногда я ищу что-то конкретное под заказ, но многие элементы покупаю просто на склад впрок, - говорит он. - Каждая из этих машин имеет свою уникальную историю. И когда я знаю, что через две недели ее переплавят на металл, - хочу спасти хотя бы часть ».
«В самолето-, ракетостроении каждый элемент имеет номер, позволяющий отследить его от производителя до конечного изделия. Можно найти кто, где и когда ее изготовил», - рассказывает Сухин. В А83 стремились сохранить такой подход: на каждом изделии есть фирменный шильд с техническими данными и серийным номером. По ним можно найти немало информации: фото самолета, его историю, количество полетов. «Можно найти, сколько горючего прошло через камеру сгорания, которая теперь служит основой для вашей лампы», - отмечает основатель А83.
В основном, речь идет о самолетах советского производства, которые уже отработали свой ресурс. По словам Андрея, цены на них зависят от модели, размеров и истории. Например, самолет могут продавать относительно дешево, если предыдущий владелец задолжал за его парковку. Однако речь идет все же о сотнях тысяч гривен.
Ценовая политика
Сейчас компания планирует работать над выходом на иностранный рынок. «Мы опережаем запрос украинского заказчика, - рассказывает Ольга Терефеева. - Люди не всегда хорошо воспринимают такое повторное использование, часто думают, что эти детали или украли, или нашли на свалке. Поэтому такие вещи не могут стоить дорого ».
Например, лампа А83 с камеры сгорания двигателя стоит $ 2500, а стол из части крыла - $ 5000. В то же время, Терефеева отмечает, что в мире есть несколько компаний, которые занимаются изготовления подобных предметов, и такие цены на самом деле - в нижней части диапазона.
С одной стороны цены на предметы А83 обусловлены особенностями производства: обработка деталей и создание дополнительных элементов требует много ручного труда. А иногда - даже создания дополнительного оборудования.
Большинство предметов изготавливают на заказ за 3-4 недели. В мастерской Андрея Сухина работает пять человек, отдельные специалисты работают также с деревом, подсветкой, часовыми механизмами и другими элементами.
С другой - это вещи коллекционного характера, которые можно рассматривать как инвестицию, уверяет Ольга. Количество деталей для их производства довольно ограничено. «Например, есть лишь 9 камер сгорания, то есть 9 основ для ламп с одного самолета. И всего две части крыла, пригодных для создания стола», - говорит дизайнер.
Авиация в интерьере
«Масштабы самолета не соизмеримы с размером квартиры или офиса, поэтому в интерьер попадают только интересные инженерные детали. Узнаваемые и ценные для тех, кто в этом разбирается», - говорят в компании. Сегодня в А83 изготавливают кофейный и письменный столы, различные светильники, зеркало и декор. В разработке также кресла и часы.
«Мы хотели, чтобы эти предметы передавали восторг, возвращали ту эмоцию с детства, когда впервые видишь тень самолета в небе. Мне очень нравится выражение Джереми Кларксона о том, зачем сорокалетнему мужчине Lamborghini - чтобы найти в нем восьмилетнего мальчика, который в восторге от жизни, - рассказывает Терефеева. Надеюсь, наша мебель может вызывать подобные чувства».
В то же время, Ольга отмечает, что потенциальные покупатели не всегда понимают, как применить такие предметы в интерьере. С этим может помочь дизайнер или архитектор. «Мы не создаем мебель А83 как арт-объекты, а наоборот стремимся предоставить им утилитарный вид, сделать предметы простыми и удобными в использовании. Однако они все же остаются очень доминантными в интерьере и задают тон всему помещению», - говорит она.
Лучше подобные вещи будут выглядеть в современном интерьере, индустриальном стиле (лофт), эклектике и минимализме, отмечает дизайнер. Это может быть, как частная квартира, так и коммерческий интерьер. Например, стол из крыла изготавливали для компании, занимающейся продажами самолетов.
«Я открываю новый сегмент рынка - мебель для мужчин, - уверяет основатель Андрей Сухин. - Сейчас офисы или домашние кабинеты оформляют в нейтральном стиле, который никоим образом не отражает сущность их владельца. А мы предлагаем мебель с историей людям, которым есть что рассказать».