17.05.07 

ImageПервое крыло для нового самолета Боинг 787 Dreamliner, полностью изготовленное в Японии, прибыло на завод Боинга в Эверетт утром 15 мая.
Огромной новинкой является то, что крыло 787-го полностью изготовлено не из металла, а из композитов.

Но не менее революционным является то, что Боинг поручил японской корпорации Мицубиши большую часть конструкторской работы.

Успех продаж 787-го – начавшийся с заказа в 50 самолетов от японской авиакомпании All Nippon Airways – поднял еще выше репутацию Эверетта, в котором размещается компания Боинг, как мирового центра коммерческой авиации.

Однако, важной частью амбициозного плана по производству Боинга 787 является глобальное распределение труда.

Возникает вопрос – отдал ли Боинг «бриллианты из короны» Японии, поставив таким образом под угрозу будущее компании тем, что передал свое экслюзивное «ноу-хау» потенциальным конкурентам?

Крыло самолета – результат волшебства конструкторов. Они изгибаются вверх, неся в небе огромный груз. Сложная система движущихся поверхностей позволяет пилоту управлять самолетом. И в крыльях, сразу под обшивкой, содержатся тонны реактивного топлива.

Во всех предыдущих программах крыло конструировалось инженерами «Боинга» в Эверетте.

ImageОфициальные лица компании заявляют, что «Боинг» оставляет за собой самую квалифицированную работу по конструированию, без которой японцы даже не могли бы начать.

«Я понимаю, почему то, что мы делаем, выглядит подозрительно для людей, не знакомых с процессом», - говорит Марк Дженкс ( Mark Jenks ), руководитель команды «Боинга» по крылу. – «Я же совсем не беспокоюсь».

Говоря о глобализации авиастроения, аналитик Ричард Абулафия ( Richard Aboulafia ) сравнивает Боинг с компанией Apple – Dreamliner стоимостью 150 миллионов долларов с портативным плеером iPod стоимостью 300 долларов.

Глобальная модель производства 787-го означает экономию денег – не из-за использования дешевой рабочей силы, а благодаря совместному инвестированию, говорит эксперт.

Партнеры Боинга по производству 787-го несут на себе большую часть забот. В обмен на контракты по производству секций самолета они инвестировали миллиарды долларов, использовав все доступные источники денег.

ImageЯпонское правительство предоставило кредит в сумме около 2 миллиардов долларов трем японским партнером. Италия обеспечивает поддержку местной инфраструктуры компании Alenia . США, Южная Каролина и Канзас поддерживают компании Vought и Spirit AeroSystems соответственно.

«Весь вопрос в распределении стоимости и рисков», - говорит Абулафия.

Боб Нобл ( Bob Noble ), вице-президент Боинга по работе с глобальными партнерами в новых программах, считает, что способность партнеров инвестировать уменьшает затраты Боинга и является очень важным критерием при выборе потенциальных компаний-участников.

Но другим важным фактором является наличие инженерных талантов и технических возможностей.

«Мы должны глобализироваться», - говорит Нобл. – «Вокруг нас – целый мир, полный талантов и возможностей, которые мы соединяем, чтобы добиться результата».

ImageДженкс, который руководит командой, занимающейся крылом, говорит, что критическая, концептуальная часть работы по созданию крыла 787-го, на 100 процентов принадлежит Боингу.

Для определение формы крыла и системы движущихся управляющих поверхностей специалисты по аэродинамике Боинга провели детальный анализ требуемых технических характеристик, накопленных данных, и новых данных, полученных в аэродинамической трубе.

Только после этой определяющей фазы разработки 787-го Боинг передал инженерам компании Мицубиши задание определить параметры внутренней структуры крыла.

«Мы дали им форму», - говорит Дженкс.

«Боинг» передал Мицубиши работу по конструированию нервюр, стрингеров, обшивки и других компонентов крыла, а также производство этих элементов.

Глобальные партнеры используют дорогостоящее программное обеспечение, которое позволяет обеспечить взаимодействие в реальном времени инженеров из Японии, Италии, России и США, которые работают над цифровой копией конструкции Боинга-787, хранящейся в центральном офисе Боинга в Беллевью.

Image Image Image

По материалам seattletimes.nwsource.com